МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Эстонцы снова обнаружили «историческую несправедливость»: меняют данные в паспортах

Таллин вернулся к притязаниям на Печоры

Риторика эстонских властей не перестает удивлять. Министр внутренних дел страны Игорь Таро с почти мессианским чувством объявил об «устранении несправедливости»: отныне уроженцы российского Печорского района Псковской области будут получать эстонские паспорта, где местом рождения значится уже не Россия, а Эстония.

Фото: ru.wikipedia.org

По словам министра, для первых получателей паспортов с такими данными, Вайдо и Майи, это «долгожданная радость». «Историческая несправедливость наконец-то устранена из их паспортов и ID-карт», — добавил Таро. Особенно ироничными эти заявления выглядят на фоне того, что многие русские, родившиеся и проживающие в самой Эстонии, десятилетиями остаются обладателями паспортов неграждан. На 1 января 2025 года таких «непризнанных» в стране было зарегистрировано около 60 тысяч – это явно  больше уроженцев Печор. Так что точно не Таро говорить о некой «исторической несправедливости». 

Историческим фундаментом же для нынешних паспортных «новаций» служит Тартуский мирный договор 1920 года, по которому к Эстонии отошли часть современных земель Ленинградской области и большая часть Печорского края. Именно этот договор вспоминает Таллин после получения независимости, хотя эти территории были возвращены РСФСР в 1944 году. Для России же вопрос давно закрыт: с вхождением Эстонии в состав СССР в 1940 году Тартуский договор утратил свою силу, а послевоенные границы считаются окончательными и легитимными. 

Были попытки договориться с Эстонией «по-хорошему», однако ее власти каждый раз подрывали процесс урегулирования конфликта. Так, в 2005 году после долгих переговоров стороны подписали два пограничных договора. Однако эстонский парламент, ратифицируя документы, внёс в их преамбулу одностороннюю ссылку на Тартуский договор. В ответ президент России Владимир Путин дал указание отозвать подпись РФ под этими соглашениями, и процесс зашёл в тупик.

Какие-то подвижки произошли только десятилетие спустя, в феврале 2014 года, когда министры иностранных дел Сергей Лавров и Урмас Паэт подписали в Москве обновлённый договор. Его текст, в отличие от версии 2005 года, был тщательно выверен: он прямо констатировал отсутствие взаимных территориальных претензий. Казалось, компромисс найден. Документы были направлены на ратификацию в парламенты обеих стран. Но и на этот раз ничего не вышло.

В Эстонии сменился состав Рийгикогу и правительства, что автоматически отправило процесс ратификации на стартовую позицию. Договор вновь прошёл первое чтение в эстонском парламенте осенью 2015 года, после чего его движение фактически остановилось. Естественно, эстонцы обвинили в этом Россию. 

Муссирование этой темы особенно усилилось после того, как националистическая партия EKRE вошла в правящую коалицию. Ее представители неоднократно поднимали тему принадлежности Печор и призывали к тому, что Эстония должна вернуть себе эти земли. Активность партии доходила до того, что по их инициативе эстонским парламентариям пришлось голосовать по поводу отмены подписей Эстонии под соглашениями 2014 года. Депутаты проголосовали «против». 

Теперь же Эстония, видимо, надеясь, что в череде крупных геополитических событий никто не заметит подмены понятий, решила перейти к более активным действиям по «устранению несправедливости». Однако у этой корректировки истории есть и вполне конкретные, возможно, неприятные для получателей новых паспортов последствия.

Российская сторона имеет все основания рассматривать документы с заведомо ложными данными как недействительные. Это чревато отказами во въезде на территорию РФ для их владельцев. Более того, лица, ответственные за реализацию политики, подрывающей территориальную целостность России, рискуют попасть в «чёрные списки» и навсегда потерять возможность пересечь границу в обратном направлении.  

 

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах