Как рассказала «МК» директор по стратегическому развитию этой компании Яна Сосорева, если в ноябре 2022 года средняя этажность корпусов премиум-класса составляла 20,2 этажа, то к ноябрю 2025 года этот показатель достиг 27,3 этажа. Заметно «подросли» и новостройки высокобюджетного сегмента, средняя этажность которых увеличилась на 21% – с 8,6 до 10,4 этажа. На их фоне динамика в более доступных классах жилья оказалась гораздо скромнее. Так, в проектах бизнес-класса средняя этажность выросла всего на 2% – с 24,5 до 24,9 этажа. В массовом сегменте этот показатель увеличился только на 1% – с 25,1 до 25,3 этажа.
«Рост этажности в премиальном сегменте стал ответом девелоперов на изменившиеся запросы покупателей и экономические реалии», – пояснила эксперт. С одной стороны, по ее мнению, в условиях дефицита свободных участков в престижных локациях высотное строительство позволяет создавать проекты с развитой инфраструктурой и общественными пространствами. С другой, вырос спрос на видовые квартиры. По словам Сосоревой, современные покупатели премиального жилья ценят возможность наслаждаться панорамными видами на город, и они готовы за это платить. Высокие этажи обеспечивают не только уникальные визуальные характеристики, но и более высокий уровень приватности и шумоизоляции.
В целом по «старой» Москве средняя этажность строящихся корпусов за три года увеличилась на 3% – с 23,1 до 23,7 этажа. В Новой Москве, где изначально преобладала среднеэтажная застройка, показатель также вырос на 7% – с 14,7 до 15,7 этажа. Таким образом, в среднем по всей Москве новостройки стали выше на 3%, а их средняя этажность достигла 21,8 этажа.
Анализ распределения предложения по этажам показывает, что основной объем квартир и апартаментов на первичном рынке сосредоточен в нижней и средней частях корпусов. Больше всего квартир продается на 2-25 этажах. Наиболее распространены в продаже квартиры на 2 этаже (2,7 тыс.). Первый этаж традиционно уступает по объему предложения, так как часто отводится под коммерческие помещения – здесь экспонируется всего 255 лотов.
По мере увеличения этажности объем предложения планомерно сокращается. Если на 10-м этаже в продаже находится 1,5 тыс. квартир и апартаментов в 215 проектах, то на 30-м этаже экспонируется уже 544 лота в 91 проекте. На отметке в 40 этажей предложение сокращается до 211 лотов в 40 комплексах, что в 13 раз меньше по количеству квартир, чем на втором этаже, подсчитала девелопер.
Предложение на сверхвысоких этажах носит штучный характер. Так, на 50-м этаже экспонируется всего 48 квартир и апартаментов в 17 проектах во всех сегментах. Выше 60-го этажа в продаже находится менее 100 лотов. А на 75-м этаже в реализации представлен всего один объект. Этот факт свидетельствует об эксклюзивности и редкости жилья, расположенного на верхних уровнях небоскребов.
- Несмотря на заметный рост средней этажности в последние годы, потенциал для дальнейшего увеличения этого показателя на московском рынке новостроек практически исчерпан, – подчеркнула эксперт. В массовом и бизнес-классе средняя высота корпусов, по ее оценке, уже достигла комфортного для большинства покупателей и экономически оправданного для девелоперов предела в 25 этажей. Точечный рост возможен, в основном, за счет реализации отдельных амбициозных проектов в сегментах «премиум» и «делюкс», где создание небоскребов оправдано уникальностью концепции и высокой стоимостью жилья. «Однако ужесточение градостроительных норм и высокая себестоимость высотного строительства не позволят этой тенденции стать массовой. В ближайшие годы средняя этажность на рынке стабилизируется, а фокус девелоперов сместится с высоты на качество проработки жилых комплексов», – заключила Сосорева