МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Выросшие вундеркинды высказались о 9-летней студентке Алисе Тепляковой

«Отец многого ее лишает»

Сегодня девятилетняя студентка факультета психологии МГУ Алиса Теплякова не появилась на очередном экзамене зимней сессии, который должна была сегодня сдавать. Прошлый экзамен ознаменовался скандалом с ее отцом. Мы поговорили с вундеркиндами советских времен Савелием Косенко и Ириной Поляковой и узнали их мнение о ситуации с Алисой с высоты жизненного опыта «выросших чудо-детей».

Алиса Теплякова Фото: Из личного архива

Алиса Теплякова, поступившая в МГУ в возрасте 9 лет, побила все рекорды возрастных границ учащихся вузов; хотя до нее уже были и сестры Диана и Анджела Князевы, которые поступили в финансовый институт в 10 и 12 лет, и Савелий Косенко, ставший студентом МВТУ имени Н.Э. Баумана в 11 лет, и Данила Пигилов, которого приняли на журфак МГУ в 13 лет.

Есть еще и Ирина Полякова, в 13 ставшая студенткой экономического факультета того же МГУ. Успехи всех этих детей вполне можно приравнять к Алисиным. И опыт повзрослевших вундеркиндов, увы, доказывает: в гонке нет никакого смысла.

В свои полтора года девочка-вундеркинд советского времени Ирина Полякова уже хорошо говорила, освоила азбуку и букварь, а к двум научилась читать. В пять лет девочка уже «проглотила» все 26 томов Жюля Верна. В школе девочка несколько раз перепрыгивала через классы, осваивая все уроки самостоятельно. В итоге свой школьный выпускной она отгуляла в 13 лет. В том же 1994 году Ирина стала студенткой экономического факультета МГУ.

Ирина Полякова Фото: Из личного архива

Сейчас Ирине 40. Она – директор по PR и маркетингу в крупной международной компании, а еще у нее свой психологический центр. Но, как рассказала нам Ирина, она не считает, что ее успешная карьера как-то связана с тем, что она окончила школу в 13 лет, и даже напротив, она уверена, что добилась бы гораздо большего в жизни, если бы ей не пришлось преодолевать тяжелые психологические последствия всей этой ситуации своего раннего развития.

– У меня было больше проблем в школе, чем в университете, ведь в вузе разница с другими студентами была не так ощутима, как у Алисы Тепляковой, – всего в три года, – рассказывает Ирина. – Но в школе разница ощущалась гораздо больше. Я была одиночкой, детский коллектив меня не принимал. Это был очень тяжелый опыт. Поэтому я скептически отношусь к ситуации с Алисой Тепляковой.

Я считаю, что и в моем случае не было особого смысла прыгать через классы, это реально какие-то эксперименты с психикой ребенка. Мне приходилось много усилий тратить на то, чтобы находить себе друзей, как-то общаться…

Вообще, такие дети бывают двух категорий: либо считают себя сверхгениями, которым ни с кем не интересно общаться, либо, наоборот, сваливаются в депрессию, считают, что с ними что-то не так. У меня была вторая история, я все время чувствовала себя ущербной.

Уже во взрослом возрасте мне пришлось много времени потратить на психотерапевта, у меня были нервные срывы, я лечилась в клинике неврозов… Да, у меня были способности, я стала грамотным менеджером, но, если посмотреть на все мои внутренние усилия, то работа занимала 30% моих ментальных и психических усилий, а 70% занимала адаптация…

– Как вы воспринимаете ситуацию с Алисой Тепляковой? 

– Когда я слышу высказывания отца Алисы, мол, наша задача развивать ребенка, мне хочется спросить – чтобы что? Чтобы она быстрее начала вас кормить, чтобы она быстрее вышла на пенсию?

Жизнь – это процесс, это не гонка за каким-то конечным результатом. Школьные годы, университетские годы – это прекрасное время, которого отец лишает Алису. И задача «учиться» – это не единственная задача.

У нас есть понятия IQ и EQ (эмоциональный интеллект). И последние десятилетия говорят о том, что EQ ребенка имеет большее значение для его успешной и счастливой жизни. «Е-кью» включает в себя развитие навыков социализации, получение жизненного опыта… Это все то, чего Алиса сейчас лишена.

Отец говорит, что, мол, это ей и не нужно, она ходит в МГУ учиться, а не общаться. Но тем самым он отсекает половину того, что ребенок должен в этом возрасте делать. В школьные годы, потом – в институтские молодой человек должен освоить огромное количество вещей помимо учебников: навыки общения, выстраивания своей позиции в коллективе, он должен учиться дружить, ссориться, влюбляться в конце концов. А общаться с братьями и сестрами, на чем делает акцент отец Алисы, – это совершенно не то же самое, как если бы она общалась в саду, школе, вузе...

Ирина Полякова с родителями Фото: Из личного архива

Я очень сильно выбивалась из рамок при том, что у меня была разница не такая существенная, как у Алисы. Я все испытала на себе: одиночество в коллективе, чувство «расщепления» – когда ты вроде бы хорошая, стараешься, все делаешь хорошо, тебя хвалят, но при этом ты совершенно одинокая, несчастная, тебя никто не любит, не принимает в круг общения, в игры...

Если у родителей Алисы стоит цель сделать какого-то гения в вакууме, который потом будет жить в «боксе» и выдавать какие-то научные результаты, то это получается какой-то жестокий психологический эксперимент. Но если стоит задача вырастить адаптированного к жизни, счастливого и успешного человека, то такую задачу нельзя решить подобным путем.

По мнению Ирины Поляковой, Алиса — «это обычная маленькая девочка, которая хочет «крылья феи», хочет читать детские книжки, хочет играть, то есть она ведет себя соответственно своему возрасту. Задача родителей – дать ребенку попробовать себя во всем, на что его взгляд упадет. То есть поддерживать поисковую активность, но в случае с детьми Тепляковых ее нет. То, что они сидят и читают книжки, это вообще не то, что помогает развиваться ребенку. Это, видимо, нужно папе для того, чтобы собой гордиться».  

У Ирины подрастает сын, которому сейчас 14 лет, и она счастлива, что он никакой не вундеркинд, а обычный подросток с нормальным счастливым детством – таким, о котором она сама лишь могла мечтать.

Савелий Косенко в 2010 году Фото: Из личного архива

Москвич Савелий Косенко – ровесник Ирины Поляковой, ему 41. В 2 года он уже читал, в 7 – составлял программы на домашнем компьютере. Когда пришло время идти в школу, экстерном сдал экзамены за пять классов. В 10 лет закончил школу, а в 11 стал (в 1991 году) студентом «Бауманки», окончив его в 17 лет (программа «Бауманки» 6-летняя). Учился сразу на двух факультетах – «ЭВМ, комплексы и сети» и «Прикладная математика» – и получил эти две специальности. По окончании университета Савелий уехал за границу и сейчас живет с женой и тремя детьми в Англии.

Савелий Косенко с детьми Фото: Из личного архива

– У нас трое детей, все умные, но учатся год в год со сверстниками, – рассказывает Савелий. – То есть, прожив эту гонку сам, я не вижу в ней смысла: обучение – это не умение на экзамене по памяти написать правильный ответ, обучение – это процесс наращивания знаний, который длится всю жизнь.

Алиса Теплякова – гениальный ребенок, если смогла осилить школьную программу и входные экзамены в МГУ. То, что она не сдала один экзамен, – это не что-то страшное, все должны быть добрее. 

Мои советы Алисе: держись, ты выдержишь, если даже тебе придется проходить какой-то год медленнее – это не так страшно. Ты никому ничего не должна, и мир не остановится, если даже тебя вынудят пройти программу еще раз.  Родителям Алисы – вы вкладываете невероятные усилия, но не забывайте, что эта история сейчас не о вас, а о ребенке, который работает на максимальном психологическом износе, – иногда давайте ребенку подышать.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах