МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Фальков и Садовничий рассмотрели новую систему высшего образования

Болонская система меняется на гибридную: бакалавры сохранились

27 июня под председательством Вячеслава Володина состоялись думские слушания, которые, по словам спикера ГД, «вызвали беспрецедентный интерес». Обсуждалось будущее нашего высшего образования после ухода из болонского процесса. Базовый доклад сделал глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков, выступили и участвовали в обсуждении президент российского Союза ректоров Виктор Садовничий, глава профильного комитета ГД Сергей Кабышев и др. 

Главное, что прозвучало — бакалавриат не отменен. Он будет сосуществовать со специалитетом, появится связка «5+2», то есть в магистратуру — из специалитета. Но и аспирантура никуда не денется, ее будут развивать.

Фото: duma.gov.ru.

Новость номер два — инженерия снова в фаворе. Все докладчики говорили об инженерах. Мол, инженеры нам нужны и важны, но не всякие. Как сказал Валерий Фальков, «инженеры-интеллигенты с широким кругозором», любящие свою Родину. И на новом этапе развития в новой системе «вышки» необходимо «восстановить проектирование и разработку» во многих отраслях промышленности», а подготовку кадров направить на «реальную потребность» в экономике страны.

Инженерия, медицина, биотехнологии, фундаментальная гуманитарная подготовка (философия, например) чаще других упоминались как примеры дисциплин, где 4-х лет обучения и знаний бакалавра маловато. «И в юриспруденции, в правоохранительных органах нужны два диплома, там бакалавры даже не рассматриваются», — несколько раз упоминал Володин. Он  подчеркнул, что согласен с тем, что гибридность в высшем образовании необходима. 

И все-таки, как совместятся в наших университетах системы пост-болонская и пост-советская? Ректор МГУ Виктор Садовничий назвал три варианта современных уровней образования: бакалавриат-магистратура, специалитет-магистратура и специалитет-аспирантура. При этом он отметил, что «зря сделали аспирантуру третьей ступенью образования, это было ошибкой. Поэтому менее 10% сейчас идут в аспирантуру». То есть, вероятно, магистратура и аспирантура обе будут считаться вторым уровнем ВО.

Также абсолютно все выступающие говорили о том, что надо сохранить в нашем образовании его исторически важную черту — фундаментальность. Надо «отказаться от рыночно-сервисного подхода в образовании», — конкретизировал этот подход председатель комитета ГД по науке и высшему образованию Сергей Кабышев. — Надо воспитывать способность выпускника университета к самостоятельности решений. Необходимо непрерывное образование. Качество подготовки кадров — главный критерий образования».

Депутат подчеркнул, что на нашу страну сейчас оказывается беспрецедентное давление, поэтому развитие высшего образования вещь приоритетная. Однако в этой области у нас сохраняются системные недостатки. Такие как расхождение образования с потребностями работодателей, отсутствие интеграции с реальным сектором экономики, неравномерность уровня подготовки и востребованности специалистов в регионах.

Выступающие также обозначили пути создания новой национальной системы высшего образования, часть соображений прозвучала как ответы на вопросы из зала. Например, говорили о профессорах и о молодых ученых. Сергей Кабышев и Виктор Садовничий сошлись во мнении, что престиж преподавательской деятельности надо повышать, как финансовый, так и социальный. Например, путем повышения зарплат и возвращение грантов (на создание научной школы, например, сказал Садовничий).

На тему академической мобильности, евроинтеграции и взаимозачета дипломов было сказано, что после ухода из «болонки» вузовское и университетское взаимодействие не прервется, перейдя на «двусторонний уровень». «Двусторонние соглашения в этой области у России с 43 странами», — сказал глава Минобрнауки. Или есть многосторонние соглашения, с Азиатским союзом, например. Тут же справедливо было отмечено, что надо развивать мобильность и внутри страны, создавать сильные сетевые взаимодействия.

Был поднят вопрос и про «удаленку». Валерий Фальков сказал, что ее оставят как дополнение к «живой учебе». «Иногда, знаете, бывает, общежитие далеко, и целесообразнее что-то делать дистанционно. Допустим, консультации один раз в неделю», — предположил министр. Но тут же собравшиеся назвали целый ряд специальностей, где удаленка нежелательна. «Да, конечно. Врачи, летчики.... И то же проектное образование, инженеры. Это святое», — добавил Фальков. 

А Виктор Садовничий упомянул, что для создания научных школ очень важно «ходить по одним и тем же коридорам, общаться, консультироваться. И не только медики и летчики  —  биологи, химики. Только в реальности», —  уточнил ректор МГУ.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах