Александр Мельман
Публикаций: 2565
Обозреватель (Отдел кино и телевидения)
Случилось главное: игра нашей сборной вернула веру в романтику, в энтузиазм, они носились по полю «Фишта», как Монтекки и Капулетти, как рыцари Алой и Белой Розы, это был настоящий рыцарский турнир, где не было места навязшему в зубах прагматизму. Наши футболисты вернули стране романтический дух. И это заметили все — сатирики, режиссеры, музыканты, которым мы и позвонили немедленно после матча. Самого красочного за много-много-много лет.
Ринат Дасаев — один из лучших вратарей мира 80-х. Одиннадцать лет он был первым вратарем сборной СССР. Участник трех финальных турниров чемпионата мира — в 1982, 1986 и 1990 гг. В 1988-м стал «серебряным» в Европе в составе сборной, а самого его в том году назвали лучшим вратарем мира. Потом уехал в Испанию играть за «Севилью», потом исчез из поля зрения. Сейчас в команде «Спартак-2» тренирует вратарей. Живет тихо и скромно.
И не называйте его актером одной роли. Если называете — значит, абсолютно ничего о нем не знаете. А то всё: Лукашин, Лукашин, Женечка! Женечка Лукашин, да не про вашу честь.
Король умер, да здравствует король! Чемпионат мира по футболу напрочь убил телевизор. Гнилой, никчемный телевизор, кому он теперь нужен?
«Какой красивый человек!» — так всегда думалось, когда смотрел на него. Где бы он не появлялся — какой красивый человек! И вот ушел, так неожиданно, внезапно… Хотя возраст и кто-то там с косой говорит: пора. Поэт не уходит никогда. Он остается в своих стихах, если стихи эти пронзительны, если они бьют насквозь. Помогают жить, освещают, делают добрым.
В следующей жизни я буду латиноамериканцем. Буду свободным, раскованным, заводным, сексуальным. Буду ходить разукрашенным, петь песни и кричать кричалки. Буду радоваться жизни и не париться. Буду очень позитивным и жить только сегодняшним днем. Буду каждый день устраивать себе карнавал. И плевать на все! Но это я про себя и не в этой жизни. Чемпионатом мира навеяло. А теперь про других.
«И откуда ты такой взялся, мама такая хорошая, про паровоз поет». Этот человек из Крыма научит нас жить. Писатель, а не человек. Платону Беседину 33, возраст… Это слово пастыря.
Русская интеллигенция, на первый-второй рассчитайсь! А теперь я буду вас защищать. Всех, даже ни через одного. Вахтанг Кикабидзе, выйти из строя! Буду вас защищать. Людмила Улицкая — туда же. И вас буду.
О, Рамзан Кадыров всемогущий! Рамзан Кадыров покоряющий. Рамзан Кадыров, умеющий дружить. Спаси нас Аллах от такой дружбы. Рамзан Кадыров радиоактивный. К чему (к кому) он прикоснется, то сразу превращается в золото. Прямо как царь Мидас! Рамзан Кадыров еще к вам не прикоснулся? Считайте, что вам повезло.
Мы любим обижаться. Мы — страна обиженных идиотов. Вот скажет какой-то человек слово, нам не понравится — мы ему два. И еще сделаем лицо такое смурное, губки надуем. Да, мы умеем.
Мечта Остапа Бендера сбылась: межпланетный шахматный турнир таки состоялся. Москва превратилась в Нью-Васюки с большим удовольствием. Остается только восхищаться.
Пенсионная реформа под чутким прикрытием эйфории от чемпионата мира вступает в свои права. Приходит как неизбежность. Кажется, от нее уже ни спрятаться, ни скрыться. Возможно, это самая кардинальная реформа за все путинское 20-летие. Самая опасная реформа, рискованная.
Будущее будет, как говорит Шевчук. Ему можно верить. Но будущее так непредсказуемо, непонятно… Каждый новый день таит в себе неожиданность, приключение, и неизвестно еще, с каким знаком. Лучше не знать.
Когда-то у Марка Розовского был такой спектакль. Человек выходит на сцену, бодро марширует, громко говорит: «Что я могу сделать один?» Выходит другой человек, пристраивается к первому. Теперь они оба маршируют и оба скандируют: «Что я могу сделать один?» Потом третий, четвертый, десятый… В результате дружно в ряд шагает пионерский наш отряд и все как один: «Что я могу сделать один?». В советское время — такое душераздирающее зрелище, представляете?
Александру Абдулову исполнилось бы сейчас 65. Всего 65. Только 65. Это не фигура речи, именно так по существу. Что и показал благодарный телевизор. И благородный еще.
Сначала мне хотелось с ней обсудить президентскую кампанию, поствыборы. Но в нашей замечательной стране говорить о поствыборах то же самое, что говорить о постправде. Не о чем говорить. Все ушло, растворилось в тумане, превратилось в морок — не было выборов и точка.
После случая с Аркадием Бабченко стали говорить о кризисе российской журналистики. О том, может ли журналист сотрудничать со спецслужбами — в любом качестве. Говоря по-нашему, по-журналистски, западло это или не западло?
Борис Надеждин — хороший человек, очень умный, адекватный. Но его так много, слишком много… «Пришел домой, там ты сидишь». В телевизоре. Он оттуда практически не вылезает. Кто-то там наверху его выбрал для показательной порки. Он приходит в этот ящик и получает там свой законный отлуп, один против всех. Но он мазохист, наверное, поэтому получает еще и удовольствие. Он с ним сроднился, с этим ящиком. Такой удобный либерал, прекрасный во всех отношениях.
На Тиграна Кеосаяна опять наехала либеральная общественность. Почему, отчего? За пониженную лексику, которую он себе позволяет в своей передаче «Международная пилорама» (НТВ). Какой позор, какая пошлость, так нельзя… Говорите-говорите, ну-ну.
Мы, москвичи, ленивы и не любопытны. Никуда не ходим, лежим себе на диване, плюём в потолок. Или телевизор смотрим вместе с компьютером. Но когда за границу приезжаем — то поди ж ты, сразу бежим по всяким модным местечкам. Во как! «Саш, ты давно в Третьяковке не был?» — спросил меня замглавного на утренней планерке. — «Давно, очень давно». — «Ну вот и поезжай, с людьми поговори. Там мужик картину испортил, ну знаешь "Иван Грозный и его сын Иван". Заодно просветишься — приятное с полезным».
Что это за чудо! Всемирно известная писательница. Она сказала перед встречей: «Я обязательно опоздаю. Я всегда опаздываю». О´кей, она действительно опоздала на 40 минут, немного. Конечно же, в шляпке, а как иначе. «Вы странная женщина?» — задал я первый вопрос, стараясь ее расслабить. «Нет ответа, — сказала она. — Все-таки вы разговариваете с писателем». Я поставил на паузу. «Расскажите лучше о себе», — опять сказала она. Я рассказал, но в мыслях был очень близок к провалу.
«О чем этот фильм? Да ни о чем», — как говорилось в старой доброй пародии «Веселых ребят» на Эльдара Александровича Рязанова и его «Кинопанораму». О чем этот канал? Да ни о чем. Я имею в виду РЕН ТВ, извините. Когда-то при Ирене Лесневской это была — да, икона стиля. А сейчас? Образец пропаганды и лженауки.
Сразу определимся: Юлия Самойлова для меня победитель, единственный и неповторимый. Она выиграла «Евровидение», точка. Но там в программе еще перед финалом было «Пусть говорят. Специальный выпуск». Вот это уже интересно. И страшно. Страшно интересно.
Общественное телевидении России (ОТР) празднует первый юбилей — пять лет со дня рождения. Безусловно, это стоит отметить и запомнить. Но что это за канал? Общественное — значит отличное? Вот это большой вопрос при нашей-то цензуре. На эти совсем не юбилейные темы мы говорим с директором дирекции историко-публицистических программ Леонидом Млечиным.
«Бессмертный полк» прошел в четвертый раз. По всему миру, не только в России. В ста странах, вот так.
Эх, Андрюша, нам ли жить в печали. Привет, Андрей! Говорили тебе, предупреждали: не ходи на тот конец, туда, не знаю куда, козленочком станешь.
Заметьте, не я это предложил. В последней, крайней (не знаешь, что лучше, они так боятся прерывать свой заслуженный отпуск) программе Владимира Соловьева наши любимые доценты с кандидатами сначала как всегда победили Америку, потом для полного счастья призвали в друзья Марию Захарову, закрутили до полного зажима наши духовные Скрипали… То есть успокоили на праздники, осчастливили нас по полной программе и вдруг…
На ОТР показали великолепный фильм «Эзоп» 1981 года выпуска. С Калягиным, Табаковым, Гафтом и Любовью Полищук. Когда он впервые вышел, выглядел особенным, неоднозначным, двусмысленным. Какая тут Древняя Греция, made in USSR, это точно. Про нашу несчастную жизнь.
Такая жизнь прожита… Но человеку с именем Мэлор (Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская революция) так было на роду написано. Столько взлетов и падений, удивительных встреч и мимолетных находок, компромиссов и все-таки побед — это и есть журналист Стуруа. Недавно ему исполнилось 90, и очень хочется пожелать Мэлору здоровья, прежде всего здоровья. Сегодня со страниц «МК» он решил сказать нам о чем-то самом сокровенном, важном… Ведь что наша жизнь? Игра. А ведь Стуруа всегда играл по-крупному.
Мигицко — актер замечательный, той самой знаменитой ленинградской школы. Но очень скромный, совершенно не любит говорить о себе. Вот о друзьях, коллегах, режиссерах — это пожалуйста. Мигицко — богатый человек: у него есть театр, кино, Боярский и футбол. Да он практически олигарх! Ну и семья, причем крепкая, о которой сейчас не будем. А еще (может, это самое главное) Мигицко — это Ганс Христиан Андерсен собственной персоной, единственный и неповторимый.