
Екатерина Александрова
Публикаций: 111
Банкиры встречают Новый год весело — в уходящем году в их финансовой жизни изменилось очень многое. Условный прирост общего розничного портфеля банковской системы по итогам 2016 года (+0,7%) сменился вполне себе безусловным, двузначным. По темпам прироста традиционный «паровоз» рынка — ипотека — неожиданно сравнялся с безнадежно отстающими в прошлом году автокредитами. Спрос на беззалоговые кредитные продукты тоже внезапно вырос.
Ставки по вкладам на сегодняшнем рынке мало кого могут привлечь доходностью — средняя депозитная температура по рынку чуть превышает 7% годовых. Даже сезонные предложения выглядят не очень аппетитно, уступая некоторым классическим продуктам из постоянно действующей депозитной линейки.
Банковские клиенты массово уходят в Интернет: в кредитных организациях с развитыми онлайн-сервисами доля дистанционных операций по розничным продуктам и услугам колеблется от 30–40% до 100%. При этом интернет- и мобильные банки постепенно уходят в прошлое: ориентируясь на точечные потребности пользователей, банкиры разрабатывают нишевые специализированные решения.
Большинство российских малых и средних компаний испытывают острый дефицит финансирования. Одни не могут получить банковский кредит из-за завышенных требований, другие отказываются от займов из-за высоких ставок. Получить деньги на развитие под вменяемые 13–14% годовых удается единицам. Остальным приходится пользоваться альтернативными инструментами: p2p-лэндингом и краудфандингом.
Рекордно низкие ставки, добрые кредиторы, низкие цены на недвижимость: еще никогда ситуация на ипотечном рынке не была близка к идеальной. Эксперты рекомендуют не тянуть с покупкой квартиры — на условно ясном небе в самый неподходящий момент всегда может грянуть гром, так уж устроена экономика в нашей стране.
Рынок кредитных карт вышел из «мертвой зоны»: по итогам первого полугодия его объем достиг максимального с начала 2016 года значения. Тем не менее лишь четверть экономически активного населения пользуется этим финансовым решением. Более того, клиенты перестают быть основным источником дохода для банков в данном сегменте, тренд будущего — кредитка как маркетинговый инструмент и комиссионный продукт.
На ипотечном рынке творятся чудеса. Ожидаемого вслед за остановкой программы госсубсидирования повышения ценников на жилищные кредиты не последовало: ставки находятся на историческом минимуме за всю историю наблюдений. Лучшего момента для покупки квартиры в долг может и не представиться. Ведь даже поверхностный анализ макроэкономических данных оснований для оптимизма, мягко говоря, не дает.