
Владимир Котыхов
Публикаций: 269
Мировое гей-сообщество празднует победу. Седьмого декабря в Великобритании вступило в силу положение “О брачном союзе” между гражданами одного пола. А 21 декабря будет официально зарегистрирован голубой брак, которого геи планеты ждали с весны. Элтон Джон и его давний друг Дэвид Ферниш станут мужем и женой. А уже в январе другой певец — Джордж Майкл — оформит отношения с давним партнером Кенни Госсом.
“Вот это настоящая Кармен!” — восторженно ахали зрители и стоя аплодировали вышедшей на поклоны первой Кармен Большого — Майе Плисецкой. Гордо вскинутая голова, взметнувшаяся вверх рука, горячий блеск глаз… Это преображение балерины в непокорную Кармен стало самым сильным впечатлением от возобновленного Большим театром балета “Кармен-сюита” Бизе—Щедрина в постановке Альберто Алонсо.
В Италии его часто называют последним представителем эпохи Возрождения. В Галерее “Дом Нащокина” проходит выставка “Подарки Тонино Гуэрра” — известного во всем мире сценариста, поэта, художника.
Сенсацией Чеховского фестиваля стало появление на нем одного из самых известных хореографов мира Мэтью Боурна. Об этом балетном революционере, который будоражит мир на протяжении последних десяти лет, а спектакли годами собирают толпы зрителей, в России много слышали, смотрели пиратские кассеты с записями его балетов, но никогда не видели “живьем”. И вот явление Боурна в Москве со спектаклем 2002 года — “Пьеса без слов”.
Когда английский хореограф Мэтью Боурн создал свою версию классического “Лебединого озера”, где в роли лебедей выступали брутальные, с обнаженными торсами мужчины, мир поклонников балета задохнулся от восторга и негодования. Одни категорически не принимали гомосексуальный спектакль Боурна, другие приходили и восхищались смелым прочтением старой доброй классики.
Он плохо вписывался в советский сюжет, да, наверное, и ни в какой другой не вписался. Такие, как художник Анатолий Зверев, всегда сами по себе, неудобные, странные, всем чужие. А когда умер, сразу взрыв, бум, шумиха. Если при жизни Зверев за стакан водки или пачку сигарет создавал свои быстрые, летящие рисунки, то сегодня его работы — уже бесценные шедевры. Открывшаяся в галерее “Кино” выставка “Анатолий Зверев. Гений графики” представляет 50 графических работ мастера, поражающих внутренней энергией и острой, пронзительной линией.
Они не были знакомы, хотя жили и творили практически в одно время. Такие непохожие по характеру, темпераменту, живописной манере. Один — тихий, светлый, мечтательный. Другой — мятущийся, с трагическим взглядом на мир. И вот они, Виктор Борисов-Мусатов и Михаил Врубель, ярчайшие представители Серебряного века, сошлись на выставке “Пророк и Мечтатель”, открывшейся в Третьяковке, где представлено около 150 акварелей и рисунков этих художников.
Кто бы мог представить, что чопорные английские джентльмены способны на такие теловыкрутасы и безумства!
Хореограф Тьерри Маланден, возглавляющий Национальный хореографический центр — Балле Биарриц (Франция), еще два года назад сильно взбудоражил москвичей. Его версия “Послеполуденного отдыха фавна” Вацлава Нижинского многих поразила своей откровенностью, когда Фавн на глазах у изумленной публики самозабвенно предавался мастурбации. На Чеховском фестивале, где Маланден и его труппа представили две танц-пьесы — “Творение” и “Кровь звезд”, — обошлось без шоковой терапии, но зато было кое-что другое не менее впечатляющее.
“Обязательно возьмите бинокль, чтобы все рассмотреть, — наставляла меня на входе билетерша. — Ничего подобного не видела. А пластика — как будто у них нет костей”. “А вода будет?” — поинтересовался я, ведь спектакль театра танца “Небесные врата” (Тайбэй. Тайвань), представленный на Чеховском фестивале, назывался “Лунная вода” (музыка Баха). “Будет, и так красиво, легкие брызги и танец”.
Есть такой древний анекдот. Как-то в Советский Союз приехал знатный гость из Индии. Что ему показать? Конечно, балет. А какой? Лучше всего, решили в ЦК, тот, что будет понятен приезжему, из его родной индийской жизни, — “Баядерку”. После спектакля гостя спрашивают, как ему балет. “Очень понравился, только я не понял: а в какой стране все это происходит?”
Такого танца на главной сцене страны видеть еще не приходилось, когда взметнувшиеся вверх юбки открывают зрителям нежную плоть и разноцветные панталоны. Когда балерины с визгом и свистом скачут по сцене, то задирая ноги выше головы, то падая на пол на шпагат. Впервые на сцене Большого танцуют знаменитый “френч-канкан”. И впервые в России предстает хореография выдающегося балетмейстера ХХ века Леонида Мясина.
Вчера вечером национальная театральная премия и фестиваль “Золотая маска” назвала имена победителей и торжественно завершила свой очередной марафон. Среди тех постановок, которые привлекли особое внимание театралов, оперно-балетные спектакли, представленные на “Маске” перед ее закрытием.
Бывшие союзники и друзья Майя Плисецкая и Гедиминас Таранда разошлись окончательно. Примирения, о котором мечтал г-н Таранда, не произошло. “МК” в номере от 26 февраля с.г. подробно рассказал о скандале, случившемся в Русском имперском балете, возглавляемом артистическим директором Гедиминасом Тарандой, где Майя Михайловна занимала пост почетного президента.
Таких декораций столица еще не видела. Художник Семен Пастух разместил на новой сцене Большого театра огромный, сверкающий сталью, с вращающимися поршнями и колесами завод. В середине горячо светится красный болт. Над сценой нависает необъятных размеров лампочка Ильича. А главными персонажами становятся роботы высотой с трехэтажный дом и с глазами, из которых бьет электрический свет.
Как стало известно “МК”, великая балерина собирается подавать в суд на артистического директора некоммерческого фонда “Имперский русский балет” (кстати, сама Майя Михайловна до недавнего времени была почетным президентом фонда) Гедиминаса Таранду.
Причем не простые, а золотые. В прямом и переносном смысле. “Серенада” и “Ballet Imperial” — золотое наследие Джорджа Баланчина, которого называли в Штатах Мистером Би. Ко всему прочему пермский спектакль “Ballet Imperial” в прошлом году удостоился “Золотой маски”, а в этом году на “Маску” выдвинута “Серенада”.
В России Жан Бабиле мало кому известен, но у него на родине его имя звучит столь же звонко, как Рудольфа Нуреева или Михаила Барышникова. Несмотря на свои 82 года, Бабиле продолжает танцевать, играть в театре, сниматься в кино, а еще обожает ездить на мотоцикле. В Школе драматического искусства сегодня и завтра пройдет мини-фестиваль, посвященный Бабиле.
“Всякая женщина — зло; но дважды бывает хорошей: или на ложе любви, или на смертном одре”. Это спорное высказывание Проспер Мериме взял эпиграфом к одной из самых своих известных новелл — “Кармен”. И вряд ли писатель, а затем и композитор Жорж Бизе, создатель одноименной оперы, могли предположить, что их героиня — молодая цыганка с севильской табачной фабрики — станет суперпопулярной оторвой ХХ и XXI веков.