Власти продолжают вынашивать планы новых скоростных ограничений на дорогах

Скорость — не порок

ГИБДД в очередной раз напомнила о своей мечте в очередной раз «закрутить гайки» всем российским водителям. На этот раз из уст замглавы ГИБДД страны Владимира Кузина в эфире одной из популярных радиостанций прозвучало: «МВД поддерживает идею снижения порога с 20 до 10 км/ч. Норма может быть реализована в новом КоАП, который готовится правительством к внесению в Госдуму в начале следующего года». Напомним, что в нынешней редакции КоАП штрафы за нарушение скоростного лимита начинаются с отметки превышения ее на 20 км/ч.

Скорость — не порок
Фото: primznak.ru

Навязчивая мысль снизить «нештрафуемый порог» превышения скорости на отечественных дорогах не отпускает функционеров от транспортной отрасли уже лет этак пять. Периодически то один, то другой чиновник сотрясает медийную атмосферу заявлениями, подобными кузинскому, подразумевая, что превышение скорости — чуть ли не главное зло и корень ДТП на отечественных дорогах. Хотя на самом деле это не так. Превышение скорости (не свыше 20 км/ч, а вообще хоть на 1 км/ч) является даже не третьестепенной причиной аварий на наших дорогах. Официальные данные ГИБДД говорят, что аварии по причине нарушения скоростного режима занимают менее 2,5% в общей статистике ДТП. А топ-5 причин дорожных происшествий выглядит на самом деле так: нарушение правил проезда перекрестков — 16,7%, нарушение ПДД пешеходами — 11,4%, выезд на «встречку» — 8,9%, нарушение правил проезда пешеходных переходов — 7,8%, несоответствие выбранной скорости текущим дорожным условиям — 6,6%.

Кроме того, согласно многолетним статистическим наблюдениям все той же ГИБДД, рост аварийности наблюдается, когда происходит превышение скорости свыше установленной более чем на 20 км/ч. Но об этом полицейские стараются никогда официально не заявлять — эта правда рушит всю идею запретительной кампании по снижению «нештрафуемого порога».

Вместо этого апологеты его снижения до 10 км/ч или вовсе до 0 км/ч просто обожают ссылаться на Европу, где законодательство вовсе не предусматривает такого понятия, как «нештрафуемый порог» скорости. Что в Германии, что в Великобритании с Италией декларирован общий принцип: превысил цифру, указанную на знаке ограничения скорости хотя бы на 1 км/ч, — плати штраф. Хотя на практике все слегка по-разному. Однако в той же Германии повсеместно «прощают» превышение на 3 км/ч и развита сеть автобанов, где отсутствуют в принципе скоростные ограничения.

Зато в США, где, как и в России, полно протяженных шоссе между населенными пунктами, полиция не обращает внимания на превышение скорости до 10 миль в час — около 16 км/ч. Правда, если патрульный решит, что вы едете слишком быстро для текущих дорожных условий (в снегопад, например), то все равно может выписать штраф — даже если вы формально не превышаете установленный в этом месте спид-лимит. А в Сингапуре можно даже сесть в тюрьму на годик-другой — если ехал быстрее разрешенного на десяток км/ч. Отсутствует «нештрафуемый порог» и в Израиле. За лишний 1 км/ч вас тут с удовольствием штрафанут. Зато в ОАЭ все как у нас: можно спокойно ездить быстрее разрешенного на 20 км/ч. Непривычно для нас организована система штрафов «за скорость» в Китае, Турции и, к примеру, Бразилии. Тут наказывают за превышение в процентах. Так, в Турции и КНР не будет претензий со стороны полиции, если цифры на вашем спидометре на 10% выше, чем на придорожных знаках. То есть при разрешенных 60 км/ч можно держать 66 км/ч, при 100 км/ч — разогнаться до 110 км/ч. Ну а за океаном, в Бразилии, разрешено безбоязненно гонять аж на 20% быстрее, чем требуют знаки.

То есть если исходить из объективных данных российской статистики ДТП, да и мирового опыта, совершенно не обязательно срочно отказываться или снижать «нештрафуемый порог» скорости. Корень дорожных проблем с безопасностью совсем не в этом: на самом деле нужно скрупулезно заниматься обустройством нормальных перекрестков по всей стране, устанавливать разделительные барьеры на осевой линии дорог, строить надземные и подземные пешеходные переходы вместо «зебр» и заниматься прочей скучной повседневной работой. А начальство в лице президента и правительства решили, что к 2030 году нужно смертность в ДТП свести к нулю. И записали это в национальной «Стратегии безопасности дорожного движения». Взять и резко заняться снижением аварийности ни у кого из автодорожных чиновников ни сил, ни возможностей объективно нет. Ведь даже в отмороженной по части безопасности Европе никто не додумался до идеи нулевого числа погибших на дорогах. И куда в таких условиях податься бедному функционеру от транспорта в России, когда начальники ждут от него убедительных побед в указанном свыше направлении?! Остается одно: демонстрировать отцам-командирам решительную и бескомпромиссную борьбу. Пусть бессмысленную, зато всегда можно будет отчитаться если не о результатах, то хотя бы о процессе. Да, в авариях по-прежнему гибнут люди. Зато мы боролись — скорость вот им ограничили! А они все равно бьются и бьются, неразумные. Мы же все правильно делаем, просто с народом как-то не повезло...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28085 от 26 сентября 2019

Заголовок в газете: Скорость — не порок

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру