Сумасшедшие беспилотники: самые громкие происшествия с авто без водителя

Tesla пока лидирует по количеству ЧП

Время, когда можно будет катить по шоссе и вместо управления машиной смотреть сериалы, все ближе. На сегодняшний день тесты автомобилей с системами автономного вождения разрешены на общественных дорогах большинства северо-американских штатов. По заявлениям автопроизводителей, замена водителей роботами преследуют очень важную цель – сделать поездки максимально безопасными. Но, как показала практика, искусственный интеллект не всемогущ. Аварии с беспилотниками случаются, и в них, увы, гибнут люди.

Tesla пока лидирует по количеству ЧП

Кто виноват?

Первый серьезный инцидент произошел 20 января 2016 года недалеко от китайского города Ханьдань. На скоростном многополосном шоссе Tesla Model S врезалась в ползущую в крайнем левом ряду уборочную машину. Находившийся за рулем отцовского автомобиля 23-лентний Гао Янинг погиб от полученных травм. Расследовавшие аварию полицейские следов торможения не обнаружили.

На сохранившейся после столкновения записи с видеорегистратора американского электрокара видно, что ни водитель, ни изощренная электроника машины никак не среагировали на внезапно возникшее препятствие. При этом отец погибшего утверждал, что его сын двигался с включенным режимом автопилота.

Официальные представители «Теслы», в свою очередь, заявили, что из-за вызванных аварией серьезных повреждений автомобиля они не могут доподлинно определить, была ли в нем активирована система автономного вождения, и на этом основании отказывались признавать ее некомпетентность.

Установить истину получилось только спустя два года после происшествия. Изучив доступные данные телеметрии разбитого электрокара, специалисты нанятой властями независимой компании пришли к выводу, что автопилот все-таки был включен. Tesla была вынуждена с этим согласиться. С 2018 года на китайских сайтах американской фирмы термин «полностью автономное движение» был исключен.

Солнечный удар

Не прошло и полгода, как случилась вторая фатальная авария. В инциденте произошедшем 7 мая 2016 года во Флориде, снова фигурирует Tesla Model S. На скорости 119 км/ч автомобиль въехал под пересекающий дорогу грузовой трейлер. В результате столкновения у электрокара буквально сорвало крышу. Шансов выйти из такого переплета живым у водителя практически не было.

Примечательно, что погибший 40-летний Джошуа Браун был активным сторонником систем автономного вождения. В своем блоге американец неоднократно заявлял о безопасности подобных ассистентов и полном к ним доверии. Оказалось, что напрасно. Из-за солнечных бликов датчики «Теслы» не смогли распознать белый прицеп, как препятствие и не привели тормозные механизмы в действие. На этот раз компания-производитель тут же признала уязвимость своей системы, однако избежала каких-либо штрафов. Ведь по закону включенный режим автопилота не освобождает водителя от ответственности.

Темное дело

Единственный на сегодняшний случай, когда автомобиль-беспилотник насмерть задавил пешехода произошел 18 марта 2018 мая в городе Темпе штата Аризона. Пострадавшая 49-летняя Элейн Херцберг пересекала дорогу в темноте вне обозначенного пешеходного перехода. Рядом с собой она вела нагруженный сумками велосипед. Примерно в десять часов вечера на скорости 72 км/ч ее сбил тестируемый компанией Uber прототип на базе кроссовера Volvo XC90.

Опрометчивое поведение Элейн очевидно, но есть вопросы и к работе системы автопилота. По данным телеметрии радары и датчики обнаружили велосипедистку, однако никакой дальнейшей реакции со стороны машины-робота не последовало. Сидевшая за рулем Volvo водитель-оператор Рафаэла Васкес среагировала поздно - за мгновения до удара она резко повернула «баранку», но нажала на тормоз уже после наезда.

Хотя прокуратура не обнаружила вины Uber в происшествии, компания остановила все тесты беспилотников не только в Темпе, но также в Сан-Франциско, Питсбурге и канадском Торонто. Впрочем, спустя девять месяцев испытания беспилотников были возобновлены.

На полном огне

Кадры коллизии, произошедшей в Калифорнии 23 марта 2018 года - одни из самых жутких. На скорости 70 км/ч Tesla Model X самопроизвольно отклонилась от прямолинейной траектории, ударилась в бетонный разделительный отбойник и загорелась. После чего в пылающий кроссовер врезались еще два легковых автомобиля. Находящиеся в них люди остались живы, но управлявшего электрокаром 38-летнего Уолтера Хуанга медикам спасти не удалось.

Свой оправдательный отчет об аварии пресс-служба «Теслы» опубликовала через несколько дней после случившего. В сообщении, в частности, утверждается, что за шесть секунд до столкновения водитель не держался за руль, хотя неоднократно получал от машины предупреждения, при этом заданная для системы автономного вождения дистанция до препятствия была минимальной. Кроме того, на расстоянии 150 метров ничто не перекрывало Уолтеру обзор, и у него было как минимум пять секунд, чтобы самостоятельно затормозить и объехать барьер.

Досталось от «Теслы» и дорожником. Их обвинили в отсутствии у злосчастного отбойника сминаемого «амортизатора». Последний действительно был поврежден в результате предыдущей аварии.

Столичное происшествие

Россия далеко не лидер по использованию электрокаров и беспилотников, тем не мене от слепого доверия к последним достается и нашим людям. В результате аварии на 42 километре внутренней стороны МКАД полностью сгорела Tesla Model 3. Случившийся 10 августа 2019 года инцидент, к счастью, закончился без смертей. В ходе столкновения с двумя автомобилями водитель «Теслы» и его несовершеннолетние дети получили травмы, но сейчас их жизни ничего не угрожает.

Сидевший за рулем электрокара бизнесмен Алексей Третьяков признал, что за какие-то секунды до удара отвлекся от управления. Увы, включенный адаптивный круиз-контроль и системы экстренного торможения не сумели подстраховать человека в критический момент.