Самые крутые «фишки» автомобилей: от прозрачного капота до кошачьего глаза

Пять самых продвинутых систем

04.10.2019 в 16:20, просмотров: 7111

Автомобили уже способны видеть в темноте, наловчились общаться между собой в интернете, умеют моментально превращаться из комфортной легковушки в настоящий вездеход и даже смотреть сквозь металл — не говоря уже о беспилотной езде. Мы собрали продвинутые технологические решения в области автомобилестроения.

Самые крутые «фишки» автомобилей: от прозрачного капота до кошачьего глаза
Фото: пресс-служба компании Porsche

Кошачий глаз (система ночного видения)

Как это часто бывает со сложными высокотехнологичными устройствами, появлению приборов ночного видения мы обязаны военным. Быть зрячим и незамеченным в темноте одинаково ценно как для разведчика, так и для артиллерийского наблюдателя. Но у автомобилей совершенно другие цели, им не нужно не от кого прятаться. Главная задача систем ночного видения гражданских машин – смотреть дальше, чем светят фары.

Фото: пресс-служба компании Cadillac

Впервые подобная опция стала доступна в 2000 году на престижном американском седане Cadillac De Ville. На тот момент рабочий диапазон инфракрасных тепловых датчиков не превышал 150 метров. Это все равно в 2-3 больше дальности ближнего света фар. Однако туман и осадки заметно снижали эффективность сенсоров. Да и «подсвечивали» они не только живность, но и другие теплотворные предметы, например, горячие выхлопные трубы других автомобилей.

На более современных моделях появились так называемые активные системы, использующие дополнительные источники инфракрасного света. Видят они на 200-250 метров, а транслируемое ими изображение стало более детализированным. На графической панели приборов Mercedes-Benz S-класса пешеходы и животные выделены красной подсветкой, а на Audi A8 – желтой. Недавно для распознавания живых существ в BMW стали применять еще и датчики сердцебиения с рабочим диапазоном до 140 метров.

На связи (интернет в машине)

С массовым распространением недорогих многофункциональных смартфонов наличие в автомобиле собственной интернет точки для многих кажется излишеством. Но всторенный в машину GSM-модуль - это не только Google карты на большом экране информационно-развлекательной системы, бесплатный Wi-Fi для друзей и навязанная нам ЭРА-ГЛОНАСС. При установке комплекта датчиков и трансмиттера уже сейчас можно с помощью компьютера или приложения на телефоне следить за перемещениями автомобиля, открывать и закрывать двери, дистанционно запускать двигатель для предварительного прогрева, контролировать количество топлива и масла. Подобные системы управления автопарком широко применяются транспортными компаниями и операторами каршеринга и, возможно, частному владельцу не очень нужны.

Фото: пресс-служба компании Volkswagen

Но приведенный пример описывает лишь малую часть возможностей, открываемых цифровизацией авто. Одно из основных условий оптимизации движения транспортных средств в будущем – самостоятельный сбор информации каждым из движущихся объектов и постоянный обмен данными с другими. Это уже реализовано в разработанном компанией Bosch сервисе поиска свободных парковочных мест.

Немецкие электронщики сочинили программу, в которой датчики установленных на машинах штатных систем автоматической парковки в режиме онлайн мониторят свободные места по обеим сторонам улицы и отправляют информацию по интернету на общий облачный сервер. Находящийся в поиске парковки другой, подключенный к услуге автомобилист получает соответствующее извещение на экране с картой. Подобная услуга сейчас доступна только в нескольких городах Германии. Но начало положено.

Я сама (адаптивный круиз-контроль)

Появившийся в конце XX века на дорогих автомобилях премиальных марок адаптивный круиз-контроль был весьма ограничен в своих возможностях. В пределах заданной скорости он умел лишь контролировать заданную дистанцию до машины впереди. Но это казалось настоящим чудом.

Фото: пресс-служба компании Volkswagen

Нынешние системы и доступнее, и умнее. Благодаря быстродействующим компьютерам и более чувствительным датчикам, современные транспортные средства способны не только самостоятельно тормозить и разгоняться, но и рулить, руководствуясь дорожной разметкой. Самые продвинутые для принятия решений используют еще и встроенные навигационные карты и сами притормозят перед населенным пунктом или Т-образным перекрестком, даже если вы установили на круизе большую скорость. Мало того, они научились распознавать пешеходов и будут активно пытаться предотвратить столкновение с ними. Если при повороте через встречную полосу расстояние до приближающихся машин системе покажется небезопасным, водителю тоже будет оказано сопротивление.

В общем технологии достигли такого уровня, что автомобили вполне могут передвигаться без соучастия водителей. Единственно, что их останавливает – отсутствие разрешающих законов.

Приключения с электроникой (системы помощи на бездорожье)

Раздаточная коробка, понижающая передача, механические блокировки межосевого и межколесных дифференциалов и поныне считаются правильными атрибутами настоящего внедорожника. Но в один прекрасный день создатели настоящих «проходимцев», читай, Land Rover Discovery и Toyota Land Cruiser, пришли к выводу, что далеко не все покупатели их автомобилей хотят возиться с вышеупомянутым аналоговым арсеналом. Многие предпочли бы иметь дело с толковым внедорожным ассистентом, управляемым парой кнопок. Так появились система Terrain Response и ее аналоги, позволяющие водителю выбрать с помощью регулировочной шайбы соответствующую состоянию планеты (грязь, снег, камни, гравий) пиктограмму и переложить тем самым все управление «железками» на плечи электроники.

Фото: пресс-служба компании Land Rover

Эти системы оказались настолько эффективны и удобны, что скоро перекочевали и на некоторые кроссоверы, предоставив тем самым их владельцам возможность моментально превратить комфортабельный дорожный автомобиль в заправского проходимца. Создатели последней модели Land Rover Discovery Sport пошли еще дальше. В установленной на этом автомобиле системе Terrain Response 2 появился режим Auto. При его активизации электроника сама оценивает окружающую действительность и дает команды мотору, коробке, блокировкам. Не даст скатиться на подъеме и правильно притормозит на спуске. Водителю остается только рулить.

«Прозрачный капот»

Автомобильные инженеры придумали видеокамерам много полезных занятий. Началось все с ассистентов парковки, транслирующих на установленный в машине дисплей изображение с установленных на кузове глазков наблюдения. Относительно недавно в салонах авто стали все чаще появляться зеркала с графическими экранами-телевизорами, помогающими водителям наблюдать за тем, что творится сзади. Удобная штука, если пассажиры, крупногабаритный багаж или грязное стекло загораживают обзор.

Фото: пресс-служба компании Land Rover

Но, пожалуй, самой впечатляющий способ применения камер был реализован, опять-таки, на внедорожниках и кроссоверах. Оговоримся сразу, так называемый «прозрачный капот», позволяющий, не вылезая из-за руля, рассмотреть то, что находится под колесами автомобиля – это не картинка в режиме онлайн, а достроенный компьютером рисунок на основе увиденного камерами ранее. Тем не менее, четкое детализированное изображение выглядит вполне реалистично. Не такая уж и бесполезная игрушка, особенно на крутом подъеме, когда перед глазами только кромка капота и небо.

Читайте также: Как в пробке уберечь себя от выхлопных газов