Так, из примерно 25 000 жалоб, поступивших финомбудсменам за три месяца их работы, 96,3% касалось именно тех проблем обязательного автострахования, о которых сказано выше. И если учесть, что в 2018 году 81,5% от общего количества жалоб в ЦБ в отношении страховых касались пресловутого ОСАГО, можно представить, насколько плохи дела в этом сегменте рынка и насколько жестко «обувают» страховщики российских автовладельцев.
Именно поэтому, посчитали власти, и нужно было вводить в практику службу финансового уполномоченного, которая бы априори стала выполнять функцию защитника граждан, неспособных, как правило. противостоять целым юридическим отделам и сомну профессиональных юристов страховых компаний. По сути, финомбудсмены заменили сегодня так называемых автоюристов, которые отсуживали у нерадивых страховщиков миллиарды рублей в пользу и пострадавших от их действий автолюбителей, и, понятное дело, в свой собственный карман. Но вот насколько успешно заменили?
Если судить по первым делам новой структуры – то вполне. Так, ее усилиями в разных регионах страны страховщики вынуждены были расстаться с крупными суммами в пользу страхователей. В частности, 500 000 рублей получила жительница из Краснодара, чей ребенок в ДТП получил тяжелые травмы и стал инвалидом, но страховщик отказывался компенсировать вред здоровью под надуманным предлогом. Около 900 000 руб. выплатили и гражданину из Воронежской области, мало того, что получившему в аварии увечья, так еще и потерявшему в том же дорожном происшествии супругу. И только благодаря финуполномоченному страховщик выплатил деньги за вред, причиненный жизни и здоровью.
То есть, результат вроде бы налицо. Однако приведенные выше дела пока выглядят отличным самопиаром недавно действующего учреждения. А вот сколько более мелких дел из почти 25 000 поступивших были благополучно разрешены в пользу граждан, и насколько удовлетворили последних – статистика пока скромно умалчивает. Между тем, российские суды рассмотрели в прошлом году 283 000 исков к страховым по ОСАГО и присудили страховщиков выплатить истцам 35 млрд. рублей. Иначе говоря, обращение к Фемиде в споре со страховыми выглядит куда более перспективным.
Другое дело, что простому человеку общаться с финомбудсменом гораздо проще, чем с судьей. Заполнил в личном кабинете на сайте первого типовое заявление, приложил необходимые документы – и уже через 15 дней получил ответ. В судебный же процесс так просто не войдешь – без толкового адвоката даже грамотный иск составить у большинства из россиян не получиться, не говоря уж о том, чтобы противостоять уловкам страховых юристов.
Правда, далеко не факт, что омбудсмен удовлетворит притязания конкретного гражданина, да еще в полном объеме. И тогда все-равно придется идти в суд, как, повторимся, пока делает большинство наших соотечественников, имеющих те или иные претензии к бизнесменам от ОСАГО…