«Историческая правда» Берии и Суворова о криптографии и радиоразведке. Заключение

Блог Анатолия Клепова
Специалист по информационной безопасности

Читая книгу Суворова «Контроль», мы можем косвенно получить свидетельства того, что СССР оказался на информационной игле США. Но и сам Суворов, совершив побег, как ему казалось, в мир неограниченного ничем идеологического пространства, остался в том же звании – пешки большой информационной войны двух систем. И со временем эта война лишь набирает обороты.

Поэтому так важен объективный анализ событий в трагические периоды истории. Выявление наших ошибок, приведших к многочисленным материальным и, главное, людским потерям, поможет избежать их повторения. Чтобы мы наконец поняли, что, потеряв контроль за развитием электроники, информационными системами, мы вновь вынуждены импортировать электронику и программные средства.

В России до сих пор не создана отечественная компьютерная операционная система, гарантировавшая бы пользователям информационную безопасность обрабатываемых ими данных. Мы, как в тридцатые годы прошлого века, из-за отсутствия производственной базы электронных компонентов садимся на иглу зарубежного контроля. Заявление журналиста Guardian Гленна Гринуолда, начавшего в прошлом году публикацию документов, преданных ему бывшим сотрудником ЦРУ и Агентства национальной безопасности (АНБ) США Эдвардом Сноуденом, лишь подтверждает это предположение.

По имеющейся у американца информации, АНБ внедряет «закладки», шпионских средств в роутеры, серверы и другое компьютерное сетевое оборудование, поставляемое за пределы Соединенных Штатов. Тем самым американская спецслужба обеспечивает себе возможность при необходимости взломать нужную им информационную систему (электронную почту, мобильные телефоны, банковскую информацию и т.п.) или получить конфиденциальную информацию об интересующих объектах практически в любой точке мира.

В прошлом веке информацию пытались добывать, используя перехват информации по радио. Но такой метод был громоздкий и зависел исключительно от активности передающей стороны.

Сейчас же в интернете скопились терабайты открытой информации, которую по большому счету и перехватывать не надо. В 90 процентах случаев именно такая информацией становится добычей АНБ.

Но подобная статистика не означает низкую эффективность работы американских шпионов.

Перехватывая открытые разговоры по телефонам, читая незашифрованные сообщения по электронной почте, вскрывая переписку в социальных сетях - сотрудники АНБ получают возможность всесторонне изучить любого человека и в дальнейшей используя эти знания управлять эмоциональным состоянием граждан и даже их поведением.

Не случайно главными объектами тотальной электронной слежки становятся государственные служащие разных стран и в первую очередь спецслужб и армии.

Именно поэтому правительство США и вкладывает в АНБ огромные деньги, поскольку проведя анализ свободно «гуляющей» в интернете информации они могут впоследствии, манипулируя эмоциональным состоянием масс и в том числе конкретных сотрудников спецслужб, армии, правоохранительных органов изменять политические структуры стран в выгодном им направлении.

Современные жучки, встраиваемые спецслужбами в информационные системы, в конечном счете приводят к значительному ослаблению всей информационной безопасности. Но у этой проблемы есть еще одна невидимая сторона. Как правило, новинки спецслужб разными путями очень скоро попадают и к хакерам. Не случайно, за последнее время хакеры резко увеличили свою преступную прибыль, достигшую 400 миллиардов долларов в ежегодном исчислении. И согласно данным правоохранительных органов превзошедшую даже доходы наркодельцов.

Удивительным образом история повторяется. В начале тридцатых-сороковых годов мы получали от американцев непроверенные генераторы ключей, различные радиоэлектронные устройства. Сейчас же нашу страну наводнили сомнительными информационными системами. И, к сожалению, только когда в очередной раз вскрывается глобальная проблема, связанная с информационной безопасностью, вызывающая кризис в России, мы начинаем изучать ее суть и задумываться над проблемами, вызванными отсутствием отечественных аналогов.

Недавно Visa и Master Card в рамках политики Вашингтона по расширению санкций против России отключили от обслуживания несколько российских банков. И лишь затем в России окончательно решили – надо создавать собственную процессинговую систему. А почему нельзя было это все раньше предусмотреть?

Давайте вспомним 1992 год, когда, с помощью так называемых «фальшивых авизо», из Центрального банка было украдено около 200 миллиардов долларов, и Россию поставили на грань финансового коллапса. И надо отметить, что не иностранные технологии, а более 10 000 российских шифраторов, поставленных в кратчайшие сроки для ЦБ РФ, способствовали прекращению этих краж. Следует отметить, что они были произведены на российских заводах и в своем составе не имели ни одного зарубежного электронного элемента, вплоть до клавиатуры и дисплея.

Почему мы не учимся на трагических уроках своей истории и повторяем одни и те же ошибки с завидной регулярностью в течение уже 100 лет?

После публикации очередной партии компромата о деятельности АНБ, стало очевидно, что информационная безопасность в нашей стране, как и по всему миру, находится в кризисном состоянии.

Президент США Барак Обама считает: «информационная безопасность является определяющим фактором развития Америки в XXI столетии». И, видимо, думая, что его страна обладает явным преимуществом в этом направлении, на недавней встрече с выпускниками ведущей военной академии Вест-Пойнт заявил: «Америка должна всегда руководить миром». После признания Обамы, вопрос, зачем на электронную разведку тратятся столь большие средства (бюджет АНБ сегодня уже превышает бюджет ЦРУ!), отпадает сам собой.

Может нам надо обернуться назад и позаимствовать свой же опыт времен «холодной войны», когда СССР был вынужден искать и находить эффективные решения в противостоянии с Западом и теми же США?

Почему бы в этот напряженный момент криптографические службы разных ведомств Российской Федерации не объединить в составе аппарата президента России, чтобы значительно повысить их авторитет и эффективность? Как я уже писал, подобный шаг был сделан в 1949 году, когда Сталин нашел правильный выход из того, как разорвать технологическую блокаду западных стран, выделив криптографию в независимое направление, создав ГУСС и подчинив его непосредственно ЦК ВКПБ.

Сталин понимал, что начинается век информационной борьбы. И упускать победу на новом главном фронте противостояния с Западом не хотел.

Спустя полвека наши оппоненты признают, что информационная безопасность остается определяющей и в XXI веке.

Кроме того, данное направление является технологическим локомотивом, который может «вытащить» области самых современных технологичных сфер и вывести Россию на первые места в области передовых технологиях.

Информационные системы всего мира базируются на самой современной электронике. И потуги решить проблему защиты передачи, получения и хранения информации какими-то специальными системами от прослушек, как это предлагают некоторые наши государственные организации, мало чем помогут. Потому что мы все знаем, что считывание информации происходит в подавляющем большинстве случаев не только с помощью микрофонов, как пятьдесят лет назад, а на уровне процессоров, обрабатывающих передаваемую через устройство информацию. Размах подобной деятельности дорос до того, что американские спецслужбы стали внедрять свои шпионские «закладки» даже в чипы бытовых приборов.

В конце концов, если мы пойдем по пути исключительно акустической защиты информации, то тогда во всех важных государственных кабинетах придется создавать железные камеры, и лишь находясь в них, чиновники смогут спокойно говорить.

России помогут преодолеть современные угрозы только собственные новейшие супертехнологии информационной безопасности, разработанные на отечественной элементной базе. И этот путь, проложенный СССР после второй мировой войны, надо пройти заново. В противном случае, мы можем повторить уроки Первой мировой войны, начала Великой отечественной войны, Афганистана, Карабаха, финансового кризиса, вызванного фальшивыми авизо, войны в Чечне, событий в Абхазии, когда в критической ситуации нашу систему информационной безопасности могли разрушить.

В связи этим, я часто привожу слова, командующего федеральными войсками, в ходе боевых действий в Чечне и Дагестане (1995-2002гг.) генерал-полковника, Героя России Геннадия Николаевича Трошева, писавшего в своей книге «Моя война»: «Недостаточное количество шифраторов в армии, которая воевала в Чечне, приводило к огромным людским потерям. Скупой платит дважды. В конечном итоге пришлось платить кровью, так как их не хватало». В этих нескольких фразах наш выдающийся военачальник отчетливо отразил сущность не только военных действий в Чечне, но и крупнейших сражений российских и советских войск во время многочисленных войн XX-го и XXI века.

Не стоит забывать, что только ценой огромных потерь в первую очередь мирного населения, СССР смог выиграть и Великую отечественную войну. Но есть ли у нас сегодня такие резервы?

СССР спас мир от фашизма, понеся невосполнимые потери. Мы потеряли огромное количество наших будущих ученых, исследователей, тех, кто должен был развивать нашу промышленность.

Без сомнения, нам предстоит проделать огромный путь, ведь судя по признанию вице-премьера России Дмитрия Рогозина, куратора российского оборонно-промышленного комплекса, российская наука находится в тупике и «подошла к исчерпанию прошлых научных заделов».

Сейчас главная задача России заключается в восстановлении высокоинтеллектуальной промышленности и производства, что является основой ее будущего существования.

В заключение я хочу процитировать слова президента России Владимира Путина, сказанные на одном из совещаний Совета безопасности Российской Федерации, и сравнившего задачи нынешнего периода экономики и промышленности России с временами индустриализации. «Нужно совершить такой же мощный комплексный прорыв в модернизации оборонных отраслей, как это было в 30-е годы прошлого века», – сказал президент. По его словам, в сжатые сроки необходимо обновить производственные фонды и обеспечить опережающий научно-технический задел для серийного производства перспективных систем.

И действительно, если мы вспомним, как начинал строиться «Беломорканал» (Построен между 1931 и 1933 годами), то самыми продвинутыми инструментами тогда были лопата, тачка и «журавлик», поднимавший грузы. А затем, буквально за 10 лет, СССР стал самой крупной промышленной державой, сумевшей впоследствии выиграть войну с фашистской Германией.

Но нужна ли нам новая война и новые трагедии? Вряд ли Гитлер решился напасть на СССР, если бы знал, что Россия располагает ресурсами и технологиями, намного опережающими фашистскую Германию.

В цифровой век, информационная безопасность и ее основа - криптография является реальной базой, дающей возможность поддержать и гарантировать подъем электроники и обороноспособности России, так же, как она сделала это в начале пятидесятых годов прошлого века, нарушив планы НАТО использовать против нашей страны две новейшие разрушительные технологии современности – ядерное и информационное оружие.

Постскриптум о самом главном

Кто-то, возможно, спросит меня, почему, рассказывая в своем исследовании о неизвестных ранее причинах поражения Советский армии в первые месяцы Великой отечественной войны, я счел возможным поставить знак равенства между одним из ведущих сталинских министров, прошедшим со Сталиным бок о бок всю войну от первого до последнего дня, и перебежчиком, бывшим советским военным разведчиком, впоследствии ставившим английским литератором?

Отвечу. На примере этих двух людей и их поступков мы видим, как удивительным образом их отношение к некоторым, но очень важным для страны историческим событиям, пересекается, порой устанавливая знак равенства между предателями отечества и «успешными» государственными бюрократами, своими действиями наносящими ущерб интересам Родины.

С одной стороны – человек, перешедший на сторону врага, как это произошло с Суворовым (Резуном), никогда не опишет истинные исторические причины поражения нашей страны, чтобы Россия не воспользовалась уроками истории, и впоследствии эти ошибки не повторяла. А с другой – государственный бюрократ Берия, отвечавший за информационную безопасность СССР, не только замалчивал, но и уничтожал реальные исторические факты о том, как в действительности функционировала советская криптография в начале войны.

Не правда ли, удивительная схожесть предателя и одного из высших государственных бюрократов по отношению к историческим фактам?! Суворов искажает истинные причины поражения Красной армии в первые годы войны, из-за того, что уже много лет работает на западную идеологию, а Берия замалчивал и уничтожал реальные факты, боясь потерять власть и угодить в тюрьму, создавая иллюзии неимоверного успеха, непобедимости подчиненной ему службы криптографии. Делал он это как типичный бюрократ-неудачник – скрывая свои ошибки, «подчищал» историю, беспокоясь в том числе о своей семье, о том, как к ней будут впоследствии относится.

И Берия и Суворов в собственное оправдание создали фальшивую историческую «правду», на события происходившие во время Второй мировой войны, которую некоторые из нас, к сожалению, до сих пор воспринимают за истину.

Приложение №1

Мной было оцифровано около 40 книг, которые написал Суворов. После этого они были переведены в формат, удобный для проведения математических методов лингвистического анализа текстов книг, в частности получены данные по частоте встречаемости слов Сталин, Гитлер , Жуков, артиллерия и т.д., которые были приведены в первой части публикации.

Приложение №2

Немцы могли читать советский 5-значный код, используемый на высшем уровне. Об этом говорится в докладе Referat 5/Referat Bleschke от 16 августа 1941 года, из военного дневника Инспекции-7 о том, что они смогли взломать 155 советских криптосистем, включая две аддитивные 5-значные системы. А также: «Немецкое подразделение во главе с Агнестом Блешке взломало 155 советских кодов, включая алгоритмы 5-z (которые взломать очень сложно). В течение 2 месяцев после начала ВОВ немцы сумели взломать 69 советских шифровальных алгоритмов. Также был взломан алгоритм RC-130, таким образом, уже через 6 дней после начала войны немцы знали о важнейших операциях и подразделениях Советской Армии». Германское Министерство Иностранных Дел - политический архив - ТИКОМ. 1941 год военный дневник инспекции 7/VI в блоке 142.

Также подразделение немецких ВВС Luftwaffe Chi Stelle смогло взломать советский 5-значный шифр, об этом упоминается в ‘IF-175 Searbourne Том XIII, PT. 2’, написанном Вольдемаром Вертером. Эти сведения доступны в архиве ТИКОМ.

От автора. Учитывая формат издания и то, что библиографические ссылки занимают большой объем, я был вынужден выделить их в отдельный файл, который будет размещен на моей персональной страничке крупнейшего литературного российского портала proza.ru.

Благодарю всех уважаемых авторов, чья информация помогала мне в работе над этим материалом!

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру