Почему Россия не защищает моряков

Лидия Сычева
Писатель

В конце января 2019 года все мировые информагентства обошла новость: в порту Прая (столица Кабо-Верде) правоохранители «накрыли» рекордный за всю историю страны контрабандный груз кокаина. На сухогрузе «Eser» было обнаружено 9,5 тонн наркотика. Судно ходило под флагом Панамы, экипаж – российский.   

Теперь двенадцать наших моряков, включая 69-летнего капитана Сергея Котловского, в тюрьме «Сан Мартиньш». Они будут сидеть, пока идут следственные действия. В Мурманске землякам собирают деньги на дорогого адвоката – выбраться дёшево из этой истории не получится, хотя рядовой член экипажа не несёт ответственности за перевозимый груз, а капитана подставили, использовали «вслепую». А уж какой репутационный ущерб понесла Россия в результате «инцидента», тут и говорить нечего. 

Случай громкий, но, увы, не единственный: задержания иностранных судов с российскими экипажами исчисляются за последние годы десятками. Ещё больше историй, когда морякам не выплачивают деньги за отработанный рейс. Часто бывает, что флаг у судна иностранный, а судовладелец «нашенский». Бизнес уходит в чужую юрисдикцию, чтобы уменьшить налоги. Ну а сэкономить на зарплатах и условиях работы для экипажа – почему бы и нет, если за это ничего не будет?!..

В России много моряков, которые не могут найти работу на родине. В эпоху «большого хапка» и глобального разворовывания торговый флот сильно ужался, а людям надо жить, содержать семьи. У наших моряков хорошая квалификация, на мировом рынке труда они пользуются спросом. По данным морских медиа, около 50 тыс. россиян бороздят моря и океаны под чужими флагами. Правда, их работодатели в курсе – своих мы, оказывается, бросаем! «Твои проблемы, с кем ты договорился работать, с тех и требуй» – такова философия «холодного сердца», заложенная в головы наших законотворцев. 

Результат? «Государство вас рожать не просило», «маленькие пенсии – у тунеядцев и алкашей», «чиновники достойны дорогих авто» (а дорогие часы, размером с шайбу, наверно, наши руководители скоро будут и на ноги себе вешать) – эти высказывания и стиль жизни правящего класса как-то особенно ярко обозначились в последний год. Толстый жиреет, тощий худеет – поляризация нарастает, разрушая остатки доверия к государству. Там, где нет уважения к трудящемуся человеку, гражданину страны, никогда не будет и почитания власти, её легитимности. И тут не помогут ни «закон Клишаса», ни «памятные доски» Мединского, ни дубинки Росгвардии. 

В таких условиях особенно возрастает роль тех, кто говорит от имени народа – интеллигенции и общественных деятелей. Морякам повезло – у них есть Движение Поддержки Флота (ДПФ), возглавляемое Михаилом Ненашевым. Именно эта организация на расширенном заседании своего Правления остро поставила вопрос о мерах по защите интересов российских моряков, работающих за рубежом.

Участвующие в дискуссии федеральные чиновники, общественность, представители профсоюзов сошлись во мнении: необходимо срочно «подкрутить» механизм госрегулирования, чтобы он защищал, прежде всего, трудящихся – моряков. Работая за рубежом, они привозят деньги в Россию. Благодаря честным заработкам «крутится» экономика домохозяйств, делая жизнь в стране чуть-чуть зажиточней и спокойней.

Конкуренция на морском мировом рынке труда высокая – тут и украинцы, и китайцы, и индийцы, и, конечно, филиппинцы – последние занимают около 30 % флотских вакансий. В России экипажи на иностранные суда, как правило, набирают круинговые компании – посреднические фирмы. Госконтроля за ними нет (кроме лицензирования). «Мастера разговорного жанра» обещают морякам золотые горы, собирают деньги за трудоустройство (запрещено Конвенцией о труде в морском судоходстве-2006) и бесследно исчезают. Или остаются на месте – доказать факт мошенничества обманутому соискателю непросто. Не гарантирует компенсацию и выигранный суд, поскольку фирма-посредник может объявить себя банкротом. Что, впрочем, не помешает через неделю воскреснуть круингу уже под новой вывеской. 

Многие судовладельцы тоже не ангелы – иногда идут на заведомый обман, вводя в заблуждение даже добросовестную фирму по найму экипажа. Как бы то ни было, страхование в этой сфере фактически не работает, и моряк запросто может оказаться гол как сокол в чужом порту без копейки денег. По идее, если судовладелец бросает моряков, в дело вступает страховая компания, которая репатриирует экипаж и гасит задолженность по зарплате. Но пока всё выглядит гладко только на бумаге – в реальности страховые компании оспаривают обязательства и уклоняются от их выполнения.

Кстати, найти в Мурманске круинг, который нанимал моряков на рейс сухогруза «Eser» пока не удалось. Собеседования шли не в офисе, а в кафе, никаких контрактов дома моряки не оставили. Прежде экипаж во главе с капитаном ходил на судне-рефрижераторе «Владивосток», потом у корабля сменился хозяин. И вот подвернулся контракт с «Eser». То, что на судне оказался именно российский экипаж (не китайский, не филиппинский, не американский, не немецкий) – показательно. Наниматели, естественно, просчитывали разные варианты, в том числе, и самый экстремальный – арест сухогруза и обнаружение контрабанды. Видимо, судовладельцы пришли к выводу, что для непредсказуемых событий российский экипаж подходит идеально. 

Морская коллегия при Правительстве РФ десять лет назад уже пыталась «разработать меры» по защите наших моряков за рубежом, но воз, как видим, и ныне там. Почему? Так «государство вас не посылало на это судно»! (А куда ж наниматься, если работы нет?!) Госуправление превратилось в замкнутую структуру, контур, эффективно поглощающий ресурсы и работающий в режиме самовозрастания. Т.е. для себя и близких. Эта архаичная модель всё очевиднее в эру информационной открытости.

Логично, что на заседании ДПФ прозвучало предложение о создании интернет-реестра судовладельцев по примеру информационных систем для перевозчиков грузов. Такие порталы содержат рейтинги компаний-перевозчиков с рекомендациями, претензиями, судебными решениями (если они есть), страховыми случаями и пр.

Интернет-реестр грузоперевозчиков бурно развивается, он полезен всем – и компаниям, и водителям, и экспедиторам, и, кстати, страховщикам. Подобные сервисы есть и в других сферах – туризма, путешествий, аренды жилья, интернет-торговли и т.д. Прямое саморегулирование отрасли, минуя посредников – логичный шаг, неизбежный во времена цифровых технологий. 

С морем, конечно, всё сложнее – слишком специфическая отрасль. Но, безусловно, рано или поздно такой интернет-реестр судовладельцев появится, и лучше, если эту мировую платформу начнут строить в России. «Цифровой порт» – наша возможность из виртуальности изменить реальность. Ниша пока не занята, хотя идея очевидна, и, возможно, уже кто-то над ней работает.

Цифровое саморегулирование будет захватывать всё новые и новые сферы жизни. Не за горами время, когда будет создана и народная интернет-платформа для оценки работы чиновников. Для России сие особенно актуально – без «цифровой демократии» мы так и будем годами и десятилетиями топтаться на месте.  

Интернет-реестр чиновников сделал бы невозможным приход «безработного медбрата из Таджикистана» в руководство Кадастровой палаты (теперь нас ждёт полная инвентаризация земель и недвижимости, как заявили в Минэкономразвития), или карьерный взлёт существа с животными повадками в замглавы Росгеологии.  

Эти яркие «кадры» – следствие закрытости госвласти и её бесконтрольности со стороны общества. Так быть не должно!.. Ну а пока народ иронизирует в частушке: «В России правила плохи́, В них очень много вредного: За олигарховы грехи Суды терзают бедного». 

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру