Чацкий был панком?

Современные писатели написали альтернативный учебник по литературе

“Литературная матрица” в двух томах — так называется новый учебник по литературе, написанный писателями и поэтами самых разных направлений и возрастов (от Петрушевской до Шаргунова). Но у этой книжки нет никаких шансов попасть на школьные парты с рекомендацией Министерства образования. На днях двухтомник презентовали в питерском институте им. Герцена, который и помог его издать.

Современные писатели написали альтернативный учебник по литературе

Получить гриф Минобраза — у издателей даже не стояло такой задачи. Никто бы и не дал. Как верно пишут в предисловии, если выучить эссе Петрушевской о Пушкине и рассказать на экзамене, получишь “двойку”. Здесь редко найдешь “родился-женился”, писатели не рассказали о “типичных представителях” и о других штампах для школьных сочинений. “Матрица” скорее для учителей литературы. Если старшеклассники отзываются о чтении классики как о “тоске зеленой”, то как зацепить их интерес?

Первыми на этот вопрос ответили лет 20 назад Петр Вайль и Александр Генис в книге “Родная речь”. Школьники перестроечного времени должны помнить эту сладость: прямо в лицо еще советской училке высказать, к примеру, что Пушкин сказал о “Горе от ума”: “Ни плана, ни мысли главной, ни истины”.

“Литературная матрица” еще более провокационна. В ней Грибоедовым занялся молодой, но уже известный и вполне провокационный прозаик Сергей Шаргунов. И поговорил о нем на языке, который будет близок изрядной части нынешних школьников. Процитировал даже Егора Летова и назвал Чацкого панком, “рвущим на себе рубахи от Gucci”, а карету, которую он требует в финале, — звездолетом.

Далее эссе Людмилы Петрушевской о нашем всем — о Пушкине. Издатели загадку Петрушевской разгадали, остается надеяться, что ее поймут и читатели. Людмила Стефановна на нескольких страницах изложила все байки, мифы, анекдоты о Пушкине, перемежая их собственным мнением, что Пушкин гений. Мысль не нова, да. Но подана она внушительно: “Пушкин — гений. Это мой выбор”. Петрушевская тоже сделала упор на язык: Декабрьское восстание называет заварушкой, а Гончарову “звездой ранга Мэрилин Монро”.

Прекрасный писатель Андрей Битов, увы, мало помог учителям найти подход к детям. Его глава о Лермонтове — взрослая и литературоведческая. По рассказу модного грузинского писателя Михаила Гиголашвили о Тургеневе смело можно сдавать экзамен — там даже про роль пейзажа есть. А вот публицист Александр Секацкий замечает, что Гоголь придумал “психоаналитическую подоплеку” еще до Фрейда: почитать хотя бы сон Шпоньки из “Вечеров…”, где купец вместо материи отмеряет и режет жену.

Михаил Шишкин, автор “Венерина волоса”, прямо заявляет: “Обломов” — великий русский триллер”. А со статьей критика, интереснейшей писательницы Майи Кучерской о Некрасове еще любопытнее: ясно видно, что Кучерская Некрасова терпеть не может. А много ли вы найдете старшеклассников, которые “тащатся” от Некрасова? Эссе получилось отличным. Если ученик 10-го класса хочет обосновать свою нелюбовь к Некрасову серьезно — ему сюда.

Поэт Всеволод Емелин написал о Блоке спокойно и серьезно. А вот если перед Блоком почитать детям стихи самого Емелина (“С утра на небо вышло солнце. А мне с похмелья не легко. Но я заначил два червонца на жигулёвское пивко”), внимание к Блоку вам обеспечено на целый урок.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру