«Таганка» из Праги вернулась с триумфом и скандалом

Инцидент на репетиции поставил на грань раскола Любимова со своей труппой

Театр на Таганке с большим успехом завершил гастроли в Чехии. Однако триумф был омрачен инцидентом, когда актеры отказались выходить на генеральную репетицию, требуя гонорары. Худрук Любимов выплатил деньги, которые актеры немедленно стали делить. Теперь он отказывается работать с труппой, считая это позором. Актеры говорят, что это давняя история. Обозреватель "МК" считает, что это должно было случиться рано или поздно.

Инцидент на репетиции поставил на грань раскола Любимова со своей труппой
Фото yarregion.ru

Первое представление легендарного московского театра состоялось в среду в городе Градец Кралове в рамках ежегодного Международного фестиваля театров Европейских регионов. Второй спектакль завершился поздно вечером в пятницу.

"Мы выступили только в двух городах - Градец Кралове и Праге. Показан только один спектакль - "Добрый человек из Сезуана" по пьесе Бертольда Брехта. Этот спектакль живет на сцене "Таганки" почти полвека - ровно столько, сколько существует сам театр. Именно "Добрым человеком из Сезуана" 23 апреля 1964 года в Москве открылся Театр на Таганке. С тех пор он воспитал не одно поколение добрых людей и продолжает делать это по сей день. Спектакль выбрала чешская сторона ", - передает РИА «Новости» слова бессменного художественного руководителя и основателя театра Юрия Любимова.

Чешские зрители, до отказа заполнили зал Пражского Национального театра. Люди сидели даже в проходах на полу, сообщает ИТАР-ТАСС. Принимали спектакль великолепно и устроили долгую стоячую овацию. Однако осталось непонятным, почему Юрий Любимов, не вышел вместе с труппой на заключительные поклоны.

Журналисты выяснили, что спектаклю предшествовал серьезный инцидент.
Юрий Любимов рассказал, что возмущен поведением артистов труппы на последнем прогоне.

"Я считаю, что исполнители допустили непростительную бестактность", - признался 93-летний мэтр.

По его словам, актеры по сути сорвали открытую генеральную репетицию, которая была заявлена как мастер- класс и проходила в присутствии чешских коллег. "В зале собралось около ста человек, которым пришлось стать невольными свидетелями мелочных разборок, - сказал Любимов. - Артисты в ультимативной форме потребовали незамедлительной выплаты гонорара, в противном случае они пригрозили не выйти на сцену".

"Чтобы избежать скандала и позора, я отдал деньги, обозначенные в контракте, - продолжил режиссер. - Артисты тут же бросились делить ассигнованную сумму, на что ушло немало времени". "В итоге я довел репетицию до конца, но с ними больше работать не буду", - эмоционально заявил лидер "Таганки".

Любимов подтвердил, что является сторонником жесткой контрактной системы, и только на этих условиях согласен руководить театром. Он собирается проинформировать о случившемся департамент культуры столицы и другие властные структуры. Любимов считает, что "случившееся - из ряда вон выходящий факт, который позорит великий русский театр".

Пока не удалось выяснить, что собирается дальше предпринимать Любимов – уходить из театра, или набирать новую труппу. Сами актеры пока неохотно отвечают на вопросы об инциденте, говоря, лишь что "это долгая история, о которой быстро не расскажешь".

Обозреватель "МК" Марина Райкина специально для МК.РУ:

То что произошло в Праге – рано или поздно должно было случится в труппе Театра на Таганке. Это финал той ситуации, которая сложилась в театре в последнее время. Руководство в лице Юрия Любимова и его жены Каталины довольно неуважительно относится к труппе и, как считают актеры, «как к мусору». Но этот «мусор» приносит деньги – спектакли играются, билеты продаются, гастроли имеются. И актеры своему руководству платят тем же – недоверием, а теперь уже и шантажом.

Я связалась с корреспондентом ИТАР-ТАСС Ольгой Свистуновой, которая находится в Праге на стажировке. Она рассказала мне, что присутствовала на этом злополучном спектакле в Пражском национальном театре, на новой сцене. Любимова в зале не было, она встретила его после спектакля в фойе, где стала свидетелем весьма неприятной сцены. А именно – один из актеров передал Любимову расписку, что деньги, которые актеры получили в результате забастовки до спектакля, честно разделены и как факт – эта расписка.

Кроме эмоций, чтобы разобраться в этой истории, необходимо поставить, прежде всего, юридические «точки» над i. Пока мы не знаем, какого характера были гастроли – коммерческие или государственные, ведь Театр на Таганке – прежде всего – театр московского подчинения. Какие условия гастролей были оговорены в труппе? И были ли они оговорены между руководством и артистами «на берегу»? И только юрист может внести ясность, имели ли право артисты требовать дополнительный гонорар за работу, будучи государственными служащими. Эти позиции прояснит только ближайшее время и правовики, надеюсь, что Департамент культуры, в чьем подчинении находится Театр на Таганке, займет разумную и цивилизованную позицию.