Игры дьяболо в цирке Никулина

6 сентября цирковой фестиваль раздаст “Слонов”

Каучуковые девочка и мальчик, “дьяболо”, летящее с высоты, жонглирование из положения лежа и, наконец, “Колесо смерти” — вот далеко не полный перечень того, что показал Международный молодежный фестиваль циркового искусства, открывшийся в цирке Никулина. 6 сентября этот престижный форум подведет итоги. Кто станет обладателем “Слонов” (бронзовых, серебряных и золотых), предположил обозреватель “МК”.

6 сентября цирковой фестиваль раздаст “Слонов”
“Американское колесо”, оно же “Колесо смерти”. фото: Кирилл Иванов

После того как арену покидают барабанщики в красных мундирах и заканчивается парад-алле участников из 10 стран, на сцену выходит Максим Никулин. Чем старше, тем больше становится он похожим на своего легендарного отца.

— Десять лет назад, когда мы только начинали, многие не верили, что у нас получится. У нас получилось. Десятый фестиваль совпал с 90-летием моего отца, и в честь этой даты мы готовим спецпроект, он состоится 20 октября. А сейчас мы начинаем наш фестиваль-конкурс.

Вот, собственно, и все, что сказал директор цирка и председатель жюри, задав фестивалю более чем рабочий характер. Никакого пафоса, приветственных речей — только работа. И тут же — воздушный полет, который сменяют юные жонглеры из Казани. Две четверки мальчишек и одна девочка (белые брюки, рубашки с графическим рисунком) в разных комбинациях лихо жонглируют булавами, в том числе и из положения лежа.

Надо заметить, что состав участников очень помолодел — чуть ли не дети на манеже. Совершенно потрясающе работают эквилибристы из Москвы (Сергей Игнатьев) и Ялты — на вид им не более 13 лет. Еще два-три года, и эти ребята спокойно украсят шоу, допустим, «Мулен Руж». А вот группа кенийских акробатов в костюмах под жирафа настолько неслаженно работает, что их вроде бы с юмором сделанные пирамиды рассыпаются как горох.

Участников много, они разбиты на два дня — программа «А» и «Б». Клоуны «А» — хоть и московские, но традиционные: глуповатый здоровяк в коротких брючках и маленькой шапочке в вечном конфликте с маленьким шустриком, кстати, весьма симпатичным. Но выходы их на паузах явно уступают тройке клоунов с Украины (Кириченко, Николаенко, Павлючко). Они смешнее, изобретательнее и трогательнее в своих номерах.

А за манежем наблюдает жюри под председательством Максима Никулина: директора российских и европейских цирковых компаний и фестивалей, цирковые режиссеры... В ложе — принцесса Монако Стефания, но коронованная особа не свадебный генерал на фестивале: она президент самого престижного европейского циркового конкурса в Монте-Карло и уже третий раз приезжает в Москву. В ее графике кроме никулинского цирка еще и цирковое училище на Яме, цирк на Вернадского, где она никогда не была.

Кому в результате жюри отдаст главный приз — «Слона» — достоинством бронзы, золота и серебра? Кстати, в этом году порядок вещей нарушили дети: слишком много участников до 15 лет, и в связи с этим в призовой фонд вошел еще один «Слоник» — детский. Не знаю, как ляжет карта, какое будет настроение у профессионалов и какую роль сыграют в распределении «Слонов» деловые связи, но смею предположить, что без призов не останутся воздушная гимнастка из цирка Никулина Вера Пухова, показавшая великолепный номер, вышеупомянутые эквилибристы и братья Суамбековы из Российской цирковой компании с аттракционом «Американское колесо».

Вообще-то раньше его называли «Колесо смерти», и совсем не случайно. Колесико это на самом деле состоит из двух колес диаметром примерно 4 метра, соединенных между собой металлической перекладиной. Оно стоит вертикально, вращается, а в каждом из колес, как белки, бегают артисты. В данном случае братья Суамбековы бегут по часовой стрелке, против, выбираются наружу и без страховки, балансируя только руками, носятся по металлическому колесу. Смотреть жутко, страшно, а братья, кажется, только заводятся от охов, ахов и стонов публики. Еще страшнее смотреть на подростков из Белоруссии с номером на ремнях. На головокружительной высоте они работают без страховки.

Хорошо выступают Москва, Казань. Номер «дьяболо» двух молодых москвичей явно превосходит «дьяболо» спецгостя фестиваля — мистера Вау из Германии. Ну какой цирк без распиливания женского тела? Никулинский цирк представил свою садистскую версию в готическом стиле, романтическую и эффектную. Правда, Николай Спира не пилил свою партнершу Веронику Хиль — он в нее втыкал кинжалы и полосовал саблями. Что вы думаете — живехонькая, улыбается, высоко вскидывая рыжеволосую головку.

По результатам второго дня беседую с Максимом Никулиным.

— Максим, есть ли возрастные ограничения для участников конкурса?

— Они вначале были, но мы их сняли. Если есть замечательные артисты, почему не дать им шанс? Мы дали этот шанс. Если самый первый фестиваль был похож на самодеятельность, то теперь могу смело сказать, что он стал на профессиональные рельсы. Если раньше мы искали номера для фестиваля, то теперь количество заявок значительно перекрывает количество отобранных нами номеров.

— Номеров много, выбор колоссальный, но лично тебе какой больше понравился?

— Сначала скажу, какого номера я испугался: это парни из Белоруссии. Два года они подавали заявку, мы им дали шанс, но... Короче, мы приняли решение больше их не пускать на манеж к нам.

— Почему? Номер очень опасный, но эффектный, и привлечет публику. Не будешь потом локти кусать, что другая компания их пригласила?

— Лучше я буду локти кусать, но я бы не хотел, чтобы в моем цирке случилось несчастье. Ребята работают на высоте, без страховки, только рука в замке, но замок — детский, и все может случиться. Если взрослые артисты осознают опасность, то эти (им 11–12 лет) в кураже, в эйфории не понимают риска.

— Кстати, о риске: все артисты застрахованы?

— Да, фестиваль страхует абсолютно всех участников — наш генеральный партнер «Росгосстрах». А что касается понравившихся мне номеров... Роскошный номер трех ребят на римских кольцах — они открывали программу «Б». Отличные качели, трапеция.

— Я уверена, что многих из них пригласит в свою программу популярнейшее парижское кабаре «Мулен Руж». У меня вопрос: тебе как руководителю крупнейшего цирка не обидно, что они уедут и не вернутся?

— Это зависит, от кого уезжают. Если от меня, то, как правило, возвращаются. За многие годы не вернулись, может быть, два-три человека. Ну и потом... артисты тоже не дураки — здесь они получают такие же деньги плюс бесплатно имеют костюмы, постановку номера, а там за все надо платить.

— Значительная часть номеров — очень высокого качества исполнения, но традиционные. Такое ощущение, что современный цирк, например, во Франции, в Канаде — это одно, а российский цирк — это другое, нечто давнее. Почему?

— Разговор длинный, но могу сказать, что здесь проблема в цирковой режиссуре. Ежегодно цирковое училище выпускает 15 режиссеров. И где они? То же самое касается и художников по костюмам, и композиторов — этих людей можно пересчитать по пальцам.

6 сентября в цирке на Цветном раздадут «Слонов». Посмотрим, насколько наши прогнозы оправдаются.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру