О восточных фильмах с участием одной из самых красивых и талантливых французских актрис разговоры ходили давно. Она многих удивила тем, что отважилась одновременно на съемки у корейского режиссера Хона Сан Су и у филиппинца Бриллианте Мендозы, назначенного звездой азиатского кино. Времена титанов проходят, и актрисе класса Юппер, имеющей за плечами опыт работы с Клодом Шабролем, Раулем Руисом, Бертраном Тавернье, Жан-Люком Годаром, все сложнее получить равное ее масштабу предложение в европейском кино. Не каждый же раз Михаэль Ханеке снимает фильм вроде «Пианистки». Его последняя картина «Любовь» тоже участвует в основном конкурсе нынешнего Каннского фестиваля. У Юппер там проходная и весьма заурядная роль, не потребовавшая особых усилий. После чувственной и экстремальной картины «Белый материал» Клер Дени (2009), события которой разворачиваются в экзотической африканской стране, находящейся на пороге гражданской войны, Юппер явно испытывает особый интерес к диковинной географии, открывающей новые возможности для нее как актрисы и дающей шанс испытать необычные эмоции.
Действие фильма «В другой стране» происходит в небольшом южнокорейском курортном городке на берегу моря. Европейская женщина, которую и сыграла Юппер, живет там одна среди корейцев и пытается найти с ними общий язык. Получается это с трудом. Трудности перевода срабатывают там по полной программе. Слишком отличается наши язык жестов, ментальность, оттого постоянно случаются курьезы. Знаю это по собственному опыту, поскольку не раз бывала на кинофестивалях в Бусане. Удивительно, что все это сумел так точно подметить именно корейский режиссер. В Каннах Юппер много говорила о том, как проходила работа:
— Путешествие в Корею стало для меня приключением. Ехала я туда одна и совершенно не представляла, что меня ожидает. Режиссер Хон Сан Су снимает без сценария, у него особая методика. Я практически ничего не знала о своей роли. Захватила с собой несколько костюмов. Оказалось, что Хон Сан Су все-таки не работает исключительно на импровизации. У него все тщательно проработано. В Корее меня великолепно приняли, и мне посчастливилось оказаться на одной площадке с прекрасными актерами этой страны, которые оказались и на редкость доброжелательными людьми. Меня это очень тронуло.
Другой опыт работы в азиатском кино связан у Юппер с ролью захваченной террористами миссионерки в «Пленнице» филиппинского режиссера Бриллианте Мендозы, которая участвовала в конкурсе недавнего Берлинале. Актриса так рассказывает о своих ощущениях:
— Мне кажется, что будущее за азиатским кино. В нем происходят интересные процессы, много мощной природной энергии, самобытности. В фильме Бриллианте Мендозы моя героиня — социальный работник; вместе с коллегой и еще двумя десятками туристов, путешествовавших по Филиппинам, она захвачена исламскими сепаратистами. Пленники проходят нечеловеческие испытания, когда всего лишь шаг отделяет их жизнь от небытия. Впервые я увидела Бриллианте Мендозу на Каннском кинофестивале в 2009 году. Тогда я была президентом жюри. А его фильм «Кинатай» мы отметили за лучшую режиссерскую работу. Спустя несколько месяцев мы встретились в Сан-Пауло, где я играла спектакль «Квартет» в постановке Боба Уилсона, а Бриллианте представлял «Кинатай». Тогда он приступал к работе над новым проектом «Пленница» и предложил мне роль. Мы снимали картину в пяти часах езды от Манилы, в джунглях. Условия, в которых группа находились на съемочной площадке, были максимально приближены к реальности, рождалось ощущение документальности происходящего. Благодаря кино я много путешествовала, побывала в самых невероятных местах, заново открывала для себя мир. И теперь, работая с режиссерами из Южной Кореи и Филиппин, вновь ощутила состояние свободы. Если бы мне довелось жить и работать только во Франции, я бы никогда не испытала той полноты чувств, которую дает расширение географических и культурных границ.
Канны.