«Чудо любит пятки греть» покорило жюри

Слухи о смерти современной музыки сильно преувеличены

Именно под таким девизом проходил конкурс «Композитор XXI века». В России, кажется, всерьез задумались о популяризации современной академической музыки. Ведь не секрет, что вокалисты ее почти не изучают, да и композиторским трудом не проживешь. Помочь молодым сочинителям найти своих исполнителей и вновь зазвучать в залах — одна из основных задач нынешнего смотра. На протяжении трех дней участники в возрасте от 17 до 40 лет соревновались в номинациях «Академический вокал», «Ансамбли» и «Премьера года».

Слухи о смерти современной музыки сильно преувеличены

Перед началом гала-концерта в кулуарах Дома композиторов звучали вовсе не Моцарт, Шуберт или Бетховен, а совсем другие авторы — те, кто задает тон музыкальному времени третьего тысячелетия. Баритон Даниил Вильперт репетировал арию Мефистофеля из оперы «Маргарита» Владимира Кобекина, а квартет студентов Гнесинки Frandango отрабатывал сложные места в партитуре «Ex animo» Ефрема Подгайца. Позади — два тура соревнований, новые знакомства и музыкальные открытия. Конкурсанты уже убедились, исполнять современников едва ли не сложнее, чем классиков.

— Если исполнитель талантливый, он талантливо представит даже самую незнакомую музыку, даже если видит ноты в первый раз в жизни. Конечно, ему не на что опираться, потому что нет никаких традиций, но своим талантом он в эту музыку вдохнет жизнь, — отмечает член жюри конкурса, пианистка Екатерина Мечетина.

В программе гала-концерта — только сочинения, написанные в XXI веке: «Балканская рапсодия» Вячеслава Семенова, отрывки из оперы «Седая легенда» Дмитрия Смольского и, конечно, испанские сцены победительницы в номинации «Премьера года» Татьяны Шатковской-Айзенберг — «Он и она» на стихи и Федерико Гарсии Лорки. 27-летняя композитор и пианистка Шатковская-Айзенберг — из музыкальной династии. Коллекционирует этнические инструменты, продолжает традиции «шумовых оркестров» 20-х и не боится экспериментировать. В конкурсном произведении соединила скрипку, гитару, аккордеон, сопрано и мелодекламацию. Сделала это по обыкновению экстравагантно: музыканты дули в деку скрипки, подражая ветру, и стучали по клавиатуре аккордеона, имитируя град.

— В своей музыке я часто использую звукоподражание. На этот раз мне хотелось показать взаимоотношения мужчины и женщины: начинается все с жесткой, агрессивной эмоции, а завершается светлой и возвышенной, — говорит Татьяна Шатковская-Айзенберг.

Еще одна героиня вечера — лауреат в номинации «Академический вокал» Елена Золотова. Молодая певица часто исполняет современных композиторов. Теперь, облачившись в синее бархатное платье и жемчужное ожерелье, представляет отрывок из монооперы Ивана Соколова с забавным названием: «Чудо любит пятки греть» — на стихи Александра Введенского, а затем выходит на сцену в дуэте с виолончелистом Максимом Золотаренко.

— Мы с Максимом подготовили диптих для голоса и виолончели «Scherzo, pizzicato», — говорит Елена Золотова. — Это композиция Татьяны Смирновой, мы с ней постоянно сотрудничаем. Специально для гала-концерта мы разучили две части, а третья, последняя часть была написана всего две недели назад.

Едва завершив первый конкурс, организаторы уже начали принимать заявки на следующий. Надеются, что со временем соревнование станет традиционным и перерастет в полноценный фестиваль, который станет местом встречи композиторов и исполнителей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру