«Фея» будет жить

В «Московской оперетте» премьера

Премьера оперетты «Фея карнавала» Имре Кальмана прошла в театре «Московская оперетта». Режиссеру и автору текста Жанне Жердер, пожалуй, удалось идеально сбалансировать добрую иронию и соблюдение канонов этого странного жанра — то ли безнадежно устаревшего, то ли, напротив, необходимого сегодняшней публике. Жанра, зрительский успех которого нередко впрямую зависит от количества выпитого в буфете шампанского.

В «Московской оперетте» премьера

Жанна Жердер кардинально переписала не только либретто, но и саму историю, предложенную в свое время («Фея карнавала» написана в 1917 году) либреттистами А.Вильнером и Р.Остеррайхером. И правильно сделала, потому что даже среди многочисленных идиотских либретто, которыми пестрит классическая оперетта, оригинальное либретто «Феи» могло бы занять первое место. Классическая «венщина» — таким термином пренебрежительно называли кальмановские шедевры в советские времена. Но если когда-то «венщину» осуждали, то сегодня именно она привлекает зрителя в оперетту — роскошные туалеты опереточных див, перья, блестки, разноцветные шелка, цилиндры и канотье, «чулки со стрелкой, каблук высокий» и самое главное — безоговорочное восхищение женской привлекательностью, то есть безусловная гетеросексуальность месседжа.

Ну и музыка, разумеется, — вальс, полька, чардаш, шимми, кан-кан и ту-степ. Жердер все это сохранила в неприкосновенности, но наделила сюжет интересной, забавной и живой интригой, позволившей ввести в спектакль трех возрастных персонажей в качестве главных действующих лиц. Таким образом, получился великолепный бенефис трех наших мэтров — Светланы Варгузовой, Юрия Веденеева и Герарда Васильева. Варгузова — классическая героиня, поющая основные арии, демонстрирующая роскошные наряды. Васильев — герой-любовник, элегантный, благородный, и, наконец, Веденеев — характерный персонаж, мастерски буффонирующий и все время уводящий действие туда, куда следует, то есть в комедию. Поют все трое замечательно — в полном соответствии с требованиями жанра и сюжета. Молодые пары — Грета (Васильса Николаева) — Ричард (Артем Маковский) и Тина (Ольга Белохвостова) — Франц (Алексей Коровин) милы и даже голосисты (прежде всего Николаева и Коровин), но почтительно отодвинуты на второй план. Такое нарушение опереточного стандарта нисколько не повредило: все-таки этот жанр адресован людям зрелым, и им куда как приятно видеть в качестве героев своих ровесников.

Оркестр под управлением Константина Хватынца исполняет музыку Кальмана со знанием дела — стильно и зажигательно. Работа художников (Борис Валуев и Светлана Синицына) и хореографа (Игорь Маклов) под стать работе режиссера: «венщина», но в меру — нет пошлости, зато много юмора и необходимых опереточных атрибутов, без которых этот жанр превращается в бессмыслицу (опять-таки перья и чардаши). Есть отличные актерские работы второго плана: маститый Александр Маркелов в роли полубезумного суфлера, бесконечно подсказывающего реплики от «Летучей мыши», до гоголевского «Ревизора». Очень симпатична студентка Щукинского института Марина Торхова в роли похожей на переодетого мальчика неуклюжей Розы.

В целом новая постановка «Московской оперетты» рождает чувство какого-то общего удовлетворения и успокоения по поводу судьбы жанра. Захотелось даже сказать с многозначительным видом опереточного медика: будет жить, петь и даже танцевать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру