На «Инновации» победила катастрофа

Первая премия досталась нижегородской группе «Провмыза» за оперу

8-й Всероссийский конкурс в области современного искусства «Инновация», кажется, впервые полностью оправдал свой статус. В числе лауреатов на сей раз большинство — не москвичи. Первую премию и 800 тыс. руб. призовых увозит в Нижний Новгород арт-группа «Провмыза». В числе других победителей — уличный художник из Екатеринбурга Radya, петербургский мастер Иван Плющ, автор из Воронежа Илья Долгов и уроженка Софии Ярослава Бубнова, куратор основного проекта Индустриальной биеннале в Екатеринбурге... Триумф регионов в сердце столицы наблюдал «МК».

Первая премия досталась нижегородской группе «Провмыза» за оперу

тестовый баннер под заглавное изображение

Одним из первых на сцену вышел министр культуры Владимир Мединский, чтобы наградить «за творческий вклад в развитие современного искусства» Эрика Булатова. Вручая статуэтку пионеру соц-арта, министр отмечал, что с работами художника знаком с детства. Мединский имеет ввиду не знаменитые пейзажи художника, совмещенные с плакатными текстами, за которые ему вручают премию, а иллюстрации к сказкам - «Красной шапочке», «Золушке» и «Спящей красавице», которые позволили ему выжить в СССР. Зал поддерживал решение жюри стоя, ведь Эрик Булатов — живая легенда от искусства.

Награду за поддержку современного искусства получила Ирина Прохорова, руководитель Фонда имени своего брата. А спецприз от фонда «U-Art: Ты и искусство» - куратор Андрей Ерофеев (за выставку классика соц-арта Леонида Сокова «Угол зрения»).

Настал черед основных номинаций. Как и следовало ожидать, в номинации «Кураторский проект» победила выставка Ярославы Бубновой «Самое себя глаз никогда не видит» - основной проект II Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбурге, организованный ГЦСИ. Лучшим региональным проектом называют выставку художника из Воронежа Ильи Долгова «Гербарий», на которой автор показывал засуженные растения (их он собирал 14 лет), ботанические рисунки и кубические объекты из тростника. Получая награду (и 400 тыс. рублей призовых), Илья призвал всех художников, уехавших из родных городов в Москву, возвращаться домой. Если в художественных практиках региональные авторы сейчас преуспевают, то в теоретическом осмыслении искусства — не очень. В номинации «Теория, критика, искусствознание» соревновались искусствоведы из Москвы и Петербурга. Победа достается Елене Петровской и ее книге «Безымянные сообщества».

Петербургского художника Ивана Плюща вызывали на сцену дважды, но его не было в зале. Он победил в номинации «Новая генерация» и получил спецприз посольства Франции за проект «Процесс прохождения», представленный в ДК Орджоникидзе в рамках II Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбурге. Работа действительно мощная: представляет собой советскую ковровую дорожку, уходящую в потолок сцены в доме культуры.

В финале вручили главную номинацию — за лучшее произведение визуального искусства. Награда присуждается арт-группе «Провмыза» (Галине Мызниковой и Сергею Проворову) за оперу «Марево», поставленную в нижегородском филиале ГЦСИ. Одноактная опера — дебют художников в данном жанре — также представлена на «Золотой маске». Она рассказывает историю семьи (родителей с двумя детьми), которые попали в автокатастрофу. Начало действия — первые мгновения после аварии. По очереди четверо героев представляют вокальную версию своей судьбы, закончившейся трагически. И по ходу развития сюжета зрители понимают, что речь даже не о отдельной личной драме, а о глобальной катастрофе...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру