Московский музей покажет запретное ню 20х − 30х годов

«Женское в сталинскую эпоху» открылось взору каждого

В Мультимедиа Арт Музее открылся проект «Влекут за собой…». По замыслу куратора Павла Хорошилова тема выставки: женское в сталинскую эпоху. На ней можно увидеть не только изображения обнажённых девичьих тел, но и фотографии укутанной в спецодежду девушки-комсомолки. Сталинская труженица тоже сексуальна, но по-своему. Фотографии Гринберга, Скурихина, Зимина, Ерёмина, Петрова и других фотохудожников призваны отразить страсть, страхи и желание сохранить что-то по-советски запретное…

«Женское в сталинскую эпоху» открылось взору каждого
Юрий Еремин. "Лето".

− Это выставка о женщине 20х – 30х годов, которую изображали известные или безызвестные фотографы-любители, − говорит Сергей Бурасовский, заместитель директора Московского дома фотографии.

По мнению Сергея Бурасовского, эта выставка о том, как происходила трансформация этого изображения – когда красивая фигура советской женщины должна была сексуально привлекать своего обожателя не только в постель, но и к станку, на демонстрацию, спортивные соревнования.

Александр Гринберг. Без названия

− Спортсменка должна была иметь красивые здоровые икры и не обязательно было обладать красивой грудью. Эта советская замечательная женщина сублимировала, направляла свою сексуальность в другое русло, − отмечает заместитель директора Московского дома фотографии.

Экспозицию можно мысленно разделить на две составляющие. Первая часть представлена коллекцией фотографий обнажённой натуры сталинского периода. По желанию авторов имена многих моделей-натурщиц не указаны, но это лишь придаёт некоторой загадочности их образу. Здесь же вывешены исторические документы того времени – фрагмент газеты 1735 года с постановлением ЦИК Совнаркома СССР с предложением правительствам союзных республик дополнить их уголовные кодексы статьёй о хранении порнографии. Можно прочесть и копию ходатайства фотографа-художника Гринберга о снятии с него судимости.

Борис Кудояров. Без названия

Женское, запрятанное в выпачканные комбинезоны, халаты и униформу – вторая часть. Сильная, мощная, здоровая женщина, работающая на производстве, в колхозе, на поле, девушка в домашнем – символ торжества здоровой, тренированной, красивой плоти. Задача фотографа – зафиксировать наше внимание на «скрытом эротическом». Спрятанная под униформой телесность – отдельная личность с собственной душой. Произошло преображение – манящая сексуальность никуда не делась, она лишь облачилась в труд, робу, пот и силу.

Противоправное же высвобождение сексуального началось ещё с последнего десятилетия XIX века – с ню русских пикториалистов (фотографы, которые размывали фотографии, чтобы сделать их похожими на живописные картины). Эротический жанр, в котором изображались обнажённые тела, носил статус полузапретного, потаённого. «Классовая борьба» - вот центральное понятие того периода. Человечной чувственности, увы, в этой системе места выделено не было. Но художники обнажённых телес не сдавались – работа продолжала кипеть. Гринберг не прекращал творить.

Г. Зимин. Без названия

Плоды противоправной сексуальности постоянно «утекали» в народ. Тут-то в действие вступал репрессивный контекст – статьи Советского Уголовного кодекса. В статье 457, например, чёрным по белому написано, что за «изготовление, распространение и рекламирование» порнографических изображений можно было загреметь в тюрьму на срок до пяти лет.

Неизвестный автор. Татьяна Мякота. 1930-е

Так привлекли и его… в «Ходатайстве о снятии судимости» фотографа-художника Гринберга читаем: «В качестве фотографа-художника я снимал иногда, в свободное от службы время, с выставочными целями обнажённое тело. Такие фотографии выполнялись настолько художественно, что пропускались Политконтролем на фотовыставках и награждались (…) 15 января 1936 года (…) я был арестован по обвинению в распространении «порнографии» и осуждён Особым Совещанием НКВД СССР 28 марта 1936 года на 5 лет к Исправ. – Трудов. Лагерям (…) Всё «распространение» заключалось в том, что я дарил некоторые лучшие и вполне художественные снимки своим моделям».

Н. Петров. Портрет комсомолки. 1928

Как мы успели заметить, русской фотографии, несущей сексуальную мысль, приходилось несладко, но она боролась. Так, в период Перестройки запрещённая фотография наконец-то начала выбираться из-под завала сталинской агрессии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру