До Москвы добралась балетная лихорадка

Сотни зараженных ею танцовщиков ломятся в Большой театр

Вот уже больше 40 лет каждые 4 года в июне Москву «бьет» балетная лихорадка. Международный конкурс артистов балета и хореографов, что открылся сегодня уже в 12 раз, событие, сродни Олимпиаде, из разряда культовых. Самые высокотехничные танцовщики съезжаются в Москву со всего света, чтобы померятся тут своими силами. Престижнейшее на сегодня в мире хореографическое соревнование по традиции проходит на главной же мировой балетной сцене - в Большом театре. 

Сотни зараженных ею танцовщиков ломятся в Большой театр
Участник конкурса, премьер Мариинского театра Тимур Аскеров. Фото: пресс-служба Мариинского театра.

Кажется, парадокс - эфемернейшее искусство с невесомыми сильфидами, и спортивное соревнование. Но современный балет уже давно по сложности и трудновыполнимости некоторых элементов даст фору любому виду спорта. Попробуйте-ка выполнить в воздухе тройной тур. Только тут ещё сложнее, помимо технической составляющей, нужно не забывать о роли, в которой ты выходишь на сцену. Ведь балетный танцовщик, прежде всего артист.

Впервые московский конкурс прошел в 1969 году, а значение ему придавалось даже большее, чем Московскому кинофестивалю или конкурсу Чайковского. И это понятно, дело то ведь не шуточное – Большой театр международная витрина страны, а в области балета, как известно мы «впереди планеты всей». Подготовка шла непосредственно на правительственном уровне. Министр Культуры Екатерина Фурцева лично докладывала наверх обо всех возникающих перипетиях. Жюри I Международного возглавила Галина Уланова, и победители были – под стать важности момента. Первые золотые лауреаты – Михаил Барышников, Нина Сорокина, Юрий Владимиров. Все представляли СССР. В борьбе за золотые медали тогда развернулась ожесточенная борьба. И несмотря на феноменальный успех у публики, без награды, например, осталась американка Ева Евдокимова. Решение о том, чтоб не допустить американцев к призовым местам принималось чуть ли не на уровне Политбюро. В результате золото, и по праву, получила блистательная советская танцовщица Малика Собирова представлявшая братский Таджикистан. Не обидели и французов. Но и тут никто не возражал. Франческа Зюмбо и Патрис Барт ввели аудиторию в ступор и вызвали культурный шок, так же сорвав вошедшую в анналы истории 40-минутную овацию - 43 года назад они впервые в качестве современных номеров показали в стране, где секса, как известно не было, эротичнейшую по своему накалу хореографию Мориса Бежара. С тех пор на долгое время так и повелось, иностранцам негласно полагалась всего только одна награда – все остальные доставались советским танцовщикам.

При этом победа на конкурсе отнюдь не была гарантией дальнейшего успеха и благополучия. История знает немало примеров как мгновенного взлета московских победителей в разряд балетных небожителей, так и ступора в карьере. Золото Московского конкурса дало в 1985-ом старт небывалой международной популярности аргентинского танцовщика Хулио Бокка. В 2005 золотую медаль получил скромный 16-летний мальчик представляющий Минский хореографический колледж. Теперь Ивана Васильева и Наталью Осипову (бронзовая лауреатка того же конкурса, но по старшей группе) тоже знает весь мир. А вот у гораздо более технически виртуозного и выученного Андрея Баталова, обыгравшего в 1997 году Николая Цискаридзе, и отхватившего даже не золото, а высшую награду – Гран-при конкурса, присуждавшееся всего-то 4 раза в истории, карьера пошла не слишком гладко. Конечно, его и сегодня помнят все любители балета, но в Мариинском театре он даже не стал премьером. По-разному складывается и судьбы участников прошлого, XI по счету, конкурса артистов балета. Если его золотой лауреат Владимир Шкляров стал в Мариинке премьером и ведет в театре весь репертуар, то серебряные и бронзовые призеры из Большого театра за прошедшие 4 года, не смотря на свои таланты, так и не улучшили позиций, оставшись в глухом кордебалете. А золотая лауреатка по младшей группе Анжелина Воронцова, хотя и танцует многие серьезные партии (вплоть до главной в балете «Щелкунчик») в роли роковой блондинки стала участницей всем известного громкого криминального скандала разразившегося в главном театре страны в январе этого года. Не слишком завидно положение в Киевском балете и ещё одного золотого лауреата прошлого конкурса Андрея Писарева.

Остается добавить, что в нынешнем конкурсе примут участие 129 танцовщиков и 28 хореографов из 26 стран мира. Жюри по традиции возглавляет Юрий Григорович. Премиальный фонд, несколько уменьшившейся из-за кризиса на прошлом XI Международном конкурсе, опять составляет – 15 тысяч долларов за Гран-при, и 10 тысяч за золото в старшей группе. Серебро и бронза хотя в денежном выражении и подросли, всё-таки оцениваются на тысячу долларов меньше, чем в благополучные времена и составляют по 7 и 5 тысяч долларов соответственно. В младшей группе 1 премия составляет 6, II-ая – 5 и III-я – 4 тысячи долларов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру