Откровения Сергея Мазаева: рок-музыкант сыграл в струнном квинтете и призвал скрипачек сдавать нормы ГТО

Солист «Морального кодекса»: «Это хамство, когда классический музыкант не следит за своим телом»

25.06.2013 в 15:54, просмотров: 3479

...У Малого зала Дома музыки неожиданное для лета оживление — Сергей Мазаев, так хорошо всем известный по «Моральному кодексу», впервые выходит в свет со своим... струнным квинтетом — три Анны (Ким и Пасько — скрипки, Журавлева — альт) и одна Ольга Демина — виолончель. Девушки — одна другой краше. Сергей стоит тут же, разминаясь на кларнете (это его первая в музыке любовь еще со времен училища Ипполитова-Иванова). Третий звонок, Святослав Бэлза готовится представить новый коллектив. Мы же успеваем задать Мазаеву пару вопросов...

Откровения Сергея Мазаева: рок-музыкант сыграл в струнном квинтете и призвал скрипачек сдавать нормы ГТО
фото: Лилия Шарловская
Сергей Мазаев

— Итак, Сергей, что для вас сейчас на первом месте — «Кодекс», джаз, классический квинтет? А то меломаны в недоумении...

— Классика, конечно, на первом по значимости в жизни. Получаю огромное удовольствие, хотя денег пока никаких проект не приносит... делаю это, прежде всего, для себя, желая поделиться и с окружающими своей радостью. И сейчас чувствую огромное волнение — помолодел до музыкального училища, будто у меня экзамен какой-то (хотя готовились с сентября). Это освежает.

— Но «Кодекс» и джазовый оркестр никуда не денутся?

— Никуда. «Моральный кодекс» — это же основная жизнь, я стал известен с помощью этого коллектива... Да, в общем, одно другому не мешает. Мне очень хочется играть на кларнете, а в группе просто нет такой музыки, кларнет там неуместен.

— А кларнет в жизни никогда не бросали?

— Ну как же. Я не занимался на нем лет двадцать пять. Даже не было его физически — отдал своему товарищу, думал, мне больше не понадобится. Вот так. Потом поступил на экономический факультет, но не выдержал и университет бросил, уехав в Краснодарскую краевую филармонию... прошли годы, и снова вернулся к кларнету — занимаюсь с педагогом (это известный музыкант и просто хороший человек Игорь Федоров), восстанавливаю форму. Не знаю, насколько я вправе выступать на таких площадках как Дом музыки, но ответственные люди, послушав, сказали, что «очень даже вполне». Вот и решился на это всё...

— А что в программе?

— Ну, канцона Танеева — произведение известное, чего не скажешь про квинтет Антона Рейха — в youtube нет ни одной записи; в России он точно никогда не исполнялся. Ведь не всегда нашим музыкантам материальные возможности позволяют тратить деньги на ноты, находясь на гастролях. А я вот с удовольствием хожу и в мюнхенский нотный магазин, и, конечно, в потрясающий магазин в Амстердаме рядом с Консертгебау. Вот местный оркестрант-кларнетист и посоветовал купить Рейха. Музыка волшебная. В качестве бонуса «для расслабухи» сыграем классические камерные аранжировки на известные песни «Морального кодекса». А то придут такие, кто камерной музыки и не слышал прежде, пусть ухо немного отпустит...

— Насколько ваш квинтет будет постоянным? Или по свистку раз в год?

— Нет-нет, состав постоянный, профессиональный проект, всё свободное время посвящаем репетициям. Скоро будем писать альбомы. Нами заинтересовались импрессарио, рассчитываем на гастроли, на заработок денег — это же наша главная цель. Но зарабатывать их не скрипя зубами и с отвращением, а заниматься любимым делом при этом.

— Обратил внимание, что в квинтете — одни девушки, это случайность?

— Нет-нет, отбирал специально, очень хотел, чтобы помимо профессионализма, в квинтете были именно красивые девушки. Очень их гоняю: заставляю заниматься спортом, чтобы ноги были стройные, подтянутые, чтобы рельеф мышечный был виден. Чтобы были по образу и подобию Божьему как в Писании сказано, а не какие-то холестериновые туши... пусть и талантливые. Мне это не надо. Я к этому жестко отношусь. И считаю хамством плевое отношение к своему телу.

— Ну знаете ли, когда человек готовится к конкурсу Чайковского, ему не до чего...

— А мне плевать! Вы посмотрите на Мацуева — он в нормальной форме (настолько загружен, что с его работой у него и не получится поправиться). Или Алена Баева. Есть же музыканты, которые следят за собой. Это ж чисто человеческие качества, не имеющие отношения к музыке! Поэтому я всех призываю бегать, в бассейн ходить. На красивую женщину смотреть приятнее, согласитесь.

— Но вы первый, от кого я слышу о телесной заботе...

— Нет, мои девчонки — все красотки, и я настоятельно им рекомендую беречь эту красоту как можно дольше. Чтоб она, собственно, работала на них. И на меня. Я эгоист. Но эгоистом быть, скажу честно, очень дорого. Всем надо платить деньги и деньги такие, чтобы люди себя чувствовали достойно. Понимали, что их уважают, и что они находятся в жизни на своем месте.

— А то знаю массу историй, когда оркестрантов приглашают участвовать в каких-то проектах и либо не платят вообще, либо дадут часть от обещанного...

— Ну это ж не люди, а проходимцы какие-то от музыки (имея продюсеров в виду)... Хочешь на музыке заработать — надо прежде всего полюбить музыкантов. Как только полюбишь — сразу копейка пойдет. Это такой «непонятный» магический момент. Я вот даже с раввинами разговаривал, так они прямо сказали, что музыка — это первое, что идет после Бога. Бог, потом музыка, потом только Слово. Это вопрос бесспорный и давно решенный, спросите у любого теолога, раввина. Православный священник вам тут ничего не скажет, потому что в православии музыка отрицается вообще, там только хоровое пение. А раввины принадлежат к самой древней религии иудейской... хотя я считаю, что любая религия — это пережиток прошлого, ну, то, что называют культурной традицией, в бога верят только люди убогие. А музыка... с нее начинается всё. Это наше животное начало. Или божественное. Кому как нравится. Музыка — это работа полового инстинкта. Все птицы и звери кричат или поют тогда, когда зазывают своих половых партнеров для продолжения рода. Ну и мы примерно то же делаем, в той или иной степени...