На Ходынке вырастет вертикальный элемент

Победителем конкурса на проект здания ГЦСИ стало ирландское бюро

23.12.2013 в 15:41, просмотров: 5557

Конкурс на проект здания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), объявленный летом, завершился победой ирландского бюро Heneghan Peng Architects. Архитекторы видят будущий музей как «вертикальный элемент в центре Ходынского поля, возвышающийся над местом, где раньше был аэродром. Выставочные пространства спроектированы в виде расположенных друг над другом галерей». Они намерены сохранить часть взлетных полос и организовать там катки, цветочные сады, зоны для катания на скейтбордах. О преимуществах этого проекта над другими «МК» спросил у директора музея Михаила МИНДЛИНА.

На Ходынке вырастет вертикальный элемент
Heneghan Peng. Фото: newncca.ru

— В чем, по-вашему, выигрывает проект ирландского бюро у своих соперников — российского бюро МЕЛ и испанского Sobejano Arquitectos?

— Это интересное решение с архитектурной точки зрения. Инновационное.

— В нем, очевидно, прочитывается связь с отечественным конструктивизмом 1920–1930-х годов...

— Замечу, что испанская комания Sobejano Arquitectos еще больше опиралась на архитектору конструктивизма, на проекты того же Мельникова, на русскую храмовую архитектуру. На самом деле архитектура русского конструктивизма 1920–1930-х годов лежит в основе всей современной архитектуры. Конструктивизм во многом определил ее развитие на десятилетия вперед. Но в проекте бюро Heneghan Peng Architects далеко не прямая связь, скорее, опосредованная. Разновысокие параллелепипеды, раздвинутые по одной оси, дают хорошие возможности для эксплуатации такого пространства. Здесь есть кровли, где могут быть размещены как выставки, так и смотровые площадки, кафе, каток в холодное время года. Открываются интересные возможности для экспонирования объектов современного искусства под открытым небом.

— Этот проект устремлен в высоту — сколько в нем будет этажей?

— Сейчас точно не могу сказать насчет количества этажей. Но да, действительно, проект развивается в высоту, а не в ширину, и в этом его плюс. Это позволяет ему стать вертикальной доминантой окружающего ландшафта: не пристройкой торгового центра, а самостоятельным зданием, которое притягивает взгляд своей необычной формой. Гуляя по парку и видя такое здание, появляется желание посмотреть, что внутри. С точки зрения привлечения внимания это очень важно. Образ здания отвечает назначению, как и должно быть, когда речь идет о музее. Решение внутреннего пространства оригинальное и функциональное: там будут разведены потоки посетителей. Люди, которые пришли на временные выставки, не будут пересекаться с теми, кто, например, смотрит постоянную экспозицию.

— Здание музея займет ту же площадь, которое было отведено под прежний проект?

— Да, площадь музея будет такой же — 46,5 тыс. кв. м.

— Сколько времени потребуется, чтобы разработать проект детально? Когда может начаться строительство на Ходынке?

— До конца этого года мы рассчитываем объявить конкурс на проектировщика — приступим к работе в начале следующего года. В течение нескольких месяцев детально должны быть проработаны все разделы проекты: отопление, вентиляция, канализация и т.д., и т.п. После того как весь проект будет выполнен, он должен будет пройти госэкспертизу, затем будет разработана рабочая документация. Надеюсь, в следующем году закончим все проектные работы и приступим к строительству. При нормальном, ритмичном, своевременном финансировании, если не будет никаких форс-мажоров, на возведение уйдет 2–3 года. К 2018 году рассчитываем ввести новое здание в эксплуатацию.

Heneghan Peng. Фото: newncca.ru

Справка «МК»: Бюро Heneghan Peng Architects было основано архитекторами Ройшн Хенеган и Ши Фу Пэном в 1999 г. в Нью-Йорке. В 2001 г. они переместились в Дублин. На счету авторов такие постройки, как Музей Палестины (Израиль), Посетительский центр "Тропы Великана" (Великобритания), Центральный мост Олимпийского парка (Великобритания, Лондон), Большой Египетский Музей (Египет, Каир).