Александр Сокуров поддержал запрет мата в кино, но извинил Тарантино

«Откройте ворота — и министр иностранных дел начнет прилюдно материться»

Новость дня — Совет Федерации одобрил закон о запрете мата в кино, театре, на концертах, зрелищных мероприятиях. Мало того: если Путин закон подпишет и тот вступит в силу с 1 июля, то Минкульт вообще прекратит выдачу прокатных удостоверений тем лентам, в которых содержится нецензурная лексика. И такие фильмы официально не будут считаться национальными — что затруднит, например, вручение им какой-нибудь национальной премии. То есть фунт презрения, ноль зрительского внимания: за показ «бранного» фильма без удостоверения — штраф до 100 тысяч рублей...

«Откройте ворота — и министр иностранных дел начнет прилюдно материться»

тестовый баннер под заглавное изображение

На днях все мы были свидетелями активного протеста театральных деятелей, назвавших новый гениальный закон чуть ли не «словоблудием». Теперь решили спросить о «бранных гонениях» у наших кинематографистов. Это удивительно, но традиционных в либеральной среде «отторжений» закон о запрете брани не вызвал.

Первым делом позвонили Александру СОКУРОВУ

— Не могу быть судьей своим коллегам, но для меня употребление брани в публичных художественных произведениях НЕВОЗМОЖНО. Мат — это мужская стилистика, сугубо мужские отношения в закрытом мужском сообществе.

— Только лишь?

— По сути своей — да. Это мужская речь. И когда я слышу эти эскапады в произведениях искусства (имея ввиду нынешнее кино), то чувствую себя очень неловко. Тем более, если рядом в зале сидит, например, женщина. Для меня это неправильно. Все мое эстетическое чувство этому противится.

— Да, но все говорят о фильмах Тарантино, о «Криминальном чтиве», где всё это как бы «в стиле».

Это вопрос о допусках, которые позволяет себе каждый художник. Переступишь ты через границу или нет. Я не решаюсь. Мат — это не мой стиль, не моя речь... как русский человек я — против.

Мировые шедевры без мата, секса и с мороженым вместо сигарет.

Смотрите видео по теме

— А ваши знаменитые соавторы-сценаристы, скажем, Юрий Арабов, никогда не позволяли себе даже на бумаге?..

— И даже намека не было. Да никакой необходимости в этом нет — ведь художественные возможности столь грандиозны и разнообразны!

— Да, но вы говорите о самоцензуре. Но неужели эта проблема настолько назрела, что непременно нужен целый закон?

— Ну... единственное могу сказать, что я бы советовал своим коллегам НЕ переступать эту черту. Потому что получается так, что общество начинает от них (деятелей культуры) защищаться. Пример Тарантино — совсем иной. Сквернословие в картинах Тарантино (не к столу будет сказано об этом кровопийце) — это детский лепет по сравнению с тем, что звучит из уст русских героев в русских фильмах. Вариации бранной лексики у нас настолько безграничны, что стоит только открыть эти границы, — мат станет обыденной речью. А это ужасно. И вы поймите, что мат — это самый легкий путь к созданию некого эффектного и контрастного выражения чувств актеров. Мне этот путь неинтересен.

— Да, но все кивают на жизнь — мол, чего прятаться, «если в жизни так».

— Товарищи, но тогда не нужны нам ни кино, ни театр: давайте просто смотреть на жизнь, она нам всё покажет. Нет же. Задача художника — как раз отбирать из этой жизни глубокую художественную суть. А просто транслировать мат... ну добьетесь вы, что он станет обыденной публичной речью всех русских людей, при том, что уровень культуры наш и так очень низок. Откройте ворота мату — всё окончательно обрушится, и вы не спасете положения. Матом начнут говорить прилюдно дипломаты, министр иностранных дел, милиционеры, продавцы в магазине, дети, врачи в поликлинике будут матом вести прием населения, не стесняясь. Это будет такая форма гражданской войны. Тут же возникнут проблемы на национальной почве.

— Что вы имеете в виду?

— Ну посмотрите, как кавказские ребята владеют русским матом — ЧТО они туда вкладывают на самом деле, и за что они презирают русских людей и русских женщин, переходящих границу сквернословия, которую невозможно перейти в других национальных образованиях. Мы ж не живем с вами в русской национальной культуре. Мы живем среди многообразия культур, это надо помнить. Россия — великая страна, и не своим размером, но по могуществу и значимости... и ни в коем случае нельзя стирать границы деликатности. А иначе — святых выноси. Так что первая задача русского народа — защищать свою языковую культуру...

— То есть закон вы считаете верным?

— По крайней мере, протестовать против него не буду. Не могу и не буду.

Солидарен с Сокуровым оказался и Александр МИТТА:

— Итак, мат в кино, по сути, запретили...

— Ну что — нормально... В жизни и так много нецензурной лексики за пределами кино. В моих фильмах мата никогда не было. Так что — ничего страшного...

— Да, но неужели эта проблема так назрела...

- Назрела? Да нет абсолютно! Они просто хотят что-то сделать для кино, ничего не делая. То есть, если ты запрещаешь что-то, то ты теперь «важный человек». А никакой реальной заботы нет. У нас главная проблема — нет государственных кинотеатров, где шли бы российские семейные фильмы (которые бы смотрели и взрослые, и дети). Но этим же заниматься надо! А тут запретили — и вроде дело. Ерунда. Вокруг столько мата, что в темном зале он проходит совершенно незаметно. Но ничего плохого не будет, если запретят. Хотя... и ничего для кино хорошего тоже. Болтовня одна. Пустая болтовня.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру