Кончаловскому «Оскар» не нужен

Свой фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» он отзывает с рассмотрения на соискание награды американской Киноакадемии

26.09.2014 в 17:52, просмотров: 8939

В адрес председателя российского оскаровского комитета Владимира Меньшова поступило письмо от кинорежиссера Андрея Кончаловского. Датировано оно 24 сентября. Сам Меньшов 25 сентября, когда «МК» ему позвонил, ничего об этом не знал. «Я сейчас не в Москве, — сказал нам Владимир Валентинович, — поэтому не знаю даже, о чем идет речь. Расскажите кратко». Выслушав нас, Меньшов пообещал, что к воскресенью вернется, чтобы провести заседание оскаровского комитета, где и будет решено, какой фильм Россия выдвигает на «Оскар».

Кончаловскому «Оскар» не нужен
фото: Геннадий Черкасов

Причина отказа подробно изложена в письме. «Хочу вас уведомить, — пишет Кончаловский, — что я отзываю фильм от рассмотрения комитетом и прошу его не обсуждать. Причин для этого две — личная и общественная. В последние годы я достаточно резко критиковал голливудизацию российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей. В связи с этим бороться за обладание премией Голливуда мне кажется просто нелепым.

С другой стороны, сама премия «Оскар» сегодня чрезвычайно переоценена определенной частью кинематографистов, она создает иллюзию мирового признания и является как бы свидетельством бесспорных качеств кинопроизведения, что, естественно, не факт. Сама формулировка категории «лучший фильм на иностранном языке» должна вызывать смех у кинохудожников мира, по существу, является сегрегацией мирового кинематографа от англофонного мира (США, Англия, Австралия и Новая Зеландия), что, по-моему, является отжившей свой век идеей Запада о своем культурном доминировании. В современном мире развитие мировой кинематографической культуры давно уже определяется не массовым успехом американского или псевдоамериканского кино, а художниками из Азии, Латинской Америки, Дальнего Востока, России в том числе. Я не могу даже исключить создание в будущем мировой кинопремии, где в отдельную категорию будет выделен «фильм на английском языке».

Мы обратились за комментариями к культурологу и киноведу Кириллу Разлогову, который в течение долгих лет был членом оскаровского комитета, до тех самых пор, когда Никита Михалков не реформировал этот орган, в состав которого теперь входят исключительно продюсеры и режиссеры. А все из-за того, что Владимир Меньшов не стал подписывать протокол о выдвижении его картины «Утомленные солнцем-2: Цитадель» на «Оскар».

— Картина Андрея Кончаловского и не может участвовать в оскаровской гонке, поскольку не имеет проката и не была в срок выпущена. Как, впрочем, не имеет права участвовать в этом состязании и «Левиафан» Андрея Звягинцева. Он тоже не был выпущен в прокат в России. Но «Левиафан» все же будет участвовать, поскольку получил прокатное удостоверение. Наши кинематографисты все время мухлюют. Они ждут, когда им скажут, что их выдвинули на «Оскар» от России, а только потом начинают срочно устраивают прокат где-нибудь в Набережных Челнах. Едут в провинцию, оформляют там необходимые документы на предмет того, что картина в течение семи дней была в прокате. Для американского оскаровского комитета требуется свидетельство о семидневном прокате. Если же ту или иную картину не выдвинут от России, то ее производители и заморачиваться не будут по поводу краткосрочного проката. Скажем, в США фильмы выпускаются в декабре, чтобы иметь право участия в оскаровской гонке. То есть создаются некие особые условия, чтобы на картину обратили внимание».

«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».

Так что письмо Кончаловского выглядит прежде всего как попытка сохранить лицо и не участвовать лишний раз в подковерной борьбе. А заодно и избежать малейшего риска пересекаться с «оскароносным» братом — чисто теоретически Михалков вполне может в этом году продвинуть свой новый фильм «Солнечный удар» на соискание заветной статуэтки.