Фильм Михалкова «Солнечный удар»: о том, как всё это случилось

В российский прокат вышел новый фильм Никиты Михалкова, снятый по одноименному рассказу Ивана Бунина и его дневникам «Окаянные дни»

13.10.2014 в 12:06, просмотров: 21926

Чуть раньше премьерные показы состоялись в Белграде, Симферополе и Севастополе.

Хотя Михалков и отрицает какую-либо связь своей новой картины с политической повесткой дня, однако трудно спорить, что «Солнечный удар» - актуальная, современная картина. Фильм рассказывает о последних днях русских солдат, казаков и офицеров Белой армии в Крыму. Они, опаленные окаянными днями, добровольно сдали оружие и ждут отправки в эмиграцию, в неизвестность… Главный герой фильма – белый офицер, сдавшийся красноармейцам и вспоминающий своё прошлое в попытке понять, как его жизнь потеряла свет и легкость, как произошли все эти страшные события и кто в этом виноват.

Фильм Михалкова «Солнечный удар»: о том, как всё это случилось

Режиссер Глеб Панфилов уверен, что тема «Окаянных дней» всегда актуальна. «Она соприкасается многими гранями с жизнью и страны, и народа. Я не берусь говорить за всех, разумеется, но то, что сегодня происходит в нашей жизни очень каким-то внутренним образом связано с тем, о чем речь идет в фильме. Эта картина очень впечатляет сегодня именно потому, что мы еще не пережили переход от СССР к демократической России. Мы в процессе. У каждого очень много и иллюзий, и переживаний, связанных с этим. Фильм касается этих болевых точек, этих сторон нашей жизни. Я могу сказать, что Михалков сделал очень современную картину, очень нужную», - считает режиссер.

С ним согласен и продюсер Иосиф Пригожин: «Картина очень актуальна и самое главное своевременна. Действительно, если мы не будем делать все своими руками, нашими руками кто-то другой это сделает. Если мы не хотим повторения 1914 года, то нам надо объединиться и быть вместе».

Основной вопрос, который ставит режиссер картины – как это случилось? Пока смотришь фильм, понимаешь, что он касается вовсе не отдельно взятого героя, это масштабная проблема всей страны и народа. «Что значит, как это случилось? Мы прекрасно знаем, как это случилось. Это произошло от бездействия, от того, что люди устранялись от действий, полагая, что кто-нибудь это сделает. Но, когда не делаешь ты, приходят другие и делают это по-своему. Вот печальный итог бездействия. Драматический и трагический итог», - комментирует Панфилов. «Главное действующее лицо – офицер – просто красивое растение. Он был очень далек от политики и от жизни. В этом его проблема и проблема страны, потому что он не одинок, я полагаю. И это очень актуально, ведь позиция каждого гражданина важна», - продолжает режиссер.

Тему сложной ситуации подхватывает и Пригожин: «Я бы не хотел оказаться в такой ситуации, в которой оказался поручик. Я бы не хотел оказаться в том состоянии, когда я бы стоял и удивленно задавал сам себе вопрос: как все это могло случиться? Нужно иметь смелость действовать, принимать решения. Мы каждый день стоим перед выбором. Не надо делать иногда каких – то осторожных действий. Иногда нужно совершить действие, чтобы потом не жалеть. Принципиальность должна быть в совести, чести».

Фильм «Солнечный удар» можно оценивать по-разному. Кто-то может раскритиковать картину за излишнюю затянутость (продолжительность ленты 3 часа), кому-то может не хватить деталей из художественных произведений Бунина. Но одно можно сказать точно: фильм «Солнечный удар» получился в высшей степени необычным. Во-первых, потому, что готовился он почти 37 лет – именно столько прошло с момента, когда Михалков впервые задумался о картине по мотивам Бунина. Во-вторых, потому, что на главные роли режиссер пригласил не звездных артистов, а тех, кто совершает первые шаги в кино.

Офицера сыграл латышский актер Мартис Калите, в незнакомку перевоплотилась Виктория Соловьева, уроженка Донецкой области. Роль одного из белых офицеров исполнил сербский актер Милош Бикович, который выучил русский язык специально для фильма.

«Я уверен, что найдутся люди, которые будут ковыряться внутри: может быть не тот актер, не та актриса, - рассуждает Пригожин. - Меня в этом фильме устраивает все, от начала и до конца. Это кино. Нельзя полностью сравнивать с написанным Буниным, потому что это художественное, «киношное» произведение. Оно должно быть более романтичным с возможностью все это воспринять. Подбор актеров, операторская работа, звук. Насколько я обратил внимание, ни один режиссер не подходит так к звуку, как подходит Никита Сергеевич. Каждая мелочь, каждая деталь. Столько нюансов таких, которые можно прочувствовать. Это т фильм не просто снят. Он рожден. Ощущение, что это сделано всем сердцем. Это не просто снятое кино. Это боль, выплеснутая в фильме».

Как всегда в фильмах Михалкова – музыкальное сопровождение играет немаловажную роль, отметила певица Валерия: «Музыка в фильме играет особую роль. Потрясающие темы, которые, мне кажется, могут войти в этот репертуар. Один этот вальс потрясающий, когда юнкер на коньках танцует среди белогвардейцев, своих товарищей. Это просто шедевр. Вот эти сказочные сцены с этим шарфом. И главные темы любви. Я уже не говорю о теме, которая лейтмотивом проходит. Лейтмотив этой любви».

Незабываемое впечатление фильм произвел и на телеведущего Юрия Николаева: «Это невозможно передать. Словно оказываешься в том времени, все наяву: эти события, эти люди рядом с тобой. Россия и сейчас переживает нелегкий период. Уроки прошлого необходимо усваивать и в дальнейшем не повторять роковые ошибки».

О том, что фильм снят именно в тот момент, когда нам так важно всем быть вместе, рассуждает Валерия: «Я хочу сказать, что фильм очень – очень нужный каждому из нас. Фильм не дает никаких ответов. Он больше ставит вопросы перед нами, заставляет задуматься – как же это с нами произошло. Все- таки мы каждый день стоим перед выбором. Мы должны быть активными в этой жизни. Вот так вот обойдется, кто- то сделает другой, мы пересидим, сейчас небезопасно или немудро, как- то можно из этого выйти.… Вот это уже не то время. Я это чувствую. Я это понимаю. Я это вижу».