Фанаты помогли снять фильм про Егора Летова

Картина выходит к юбилею музыканта

Кино назвали по имени одного из альбомов «Гражданской обороны» — «Здорово и вечно», который сам Летов считал лучшей своей работой, а поклонники и критики назвали самым бескомпромиссным в дискографии группы, название которой, сокращенное до «ГрОб», оказалось сколь эпатажным, столь, к сожалению, и печально пророческим.

Картина выходит к юбилею музыканта

В этом году самому яркому представителю лютого андеграунда, возникшему на «краю страны», и уникальному в своем роде артисту исполнилось бы пятьдесят. Егор Летов родился 10 сентября 1964 года в Западной Сибири, куда ссылали каторжников и где обитали староверы. Находясь вдали от куда более культурно развитой цивилизации, он впитал всю эту исторически дикую и сумасшедшую сибирскую энергетику и вылил ее в песни, которые поставили российскую альтернативную музыку с ног на голову, чем заслужил еще при жизни журналистское клише «сибирский панк, который изменил лицо российской музыки».

Летов резал это лицо по живому, без анестезии, без жалости кромсая искаженные, на его взгляд, части. Потому и впечатался в память соотечественников глубоким шрамом. Как подобает панку, ушел из жизни довольно молодым — в 43 года, но «операцию» свою успел провести до конца, причем не только с «ГрОбом», но и в экспериментальном проекте «Коммунизм», альбом которого «Солдатский сон» был переиздан к юбилею в добавление к фильму. Режиссером стала экс-бас-гитаристка «Обороны» и вдова Летова Наталья Чумакова, дебютировавшая этой картиной в кинематографе, сценарий написала Анна Цирлина. Помогал им в качестве одного из продюсеров режиссер Борис Хлебников (свою прошлую картину он назвал «Долгая счастливая жизнь» в честь одного из поздних альбомов «ГО»). Идея снять «Здорово и вечно» появилась после выхода «Проекта фильма» — 40-минутного коллажа из архивных материалов Егора, собранных Чумаковой и журналистом Максимом Семеляком.

— После «Проекта фильма» я думала, что кто-нибудь из кинематографистов возьмется за съемки полноценного фильма, — вспоминает Наталья, — но никто не взялся. И мы стали снимать сами. Все это затянулось на несколько лет. 80-е — это жизнь Егора в Москве, возвращение в Омск, встреча с Кузьмой, КГБ и психушка, рок-фестивали, Янка, «Коммунизм» и, наконец, роспуск «ГО» в 90-м. Мы отсняли огромное количество интервью. И при этом делать фильм о ранних годах неимоверно трудно, потому что документальных свидетельств — фотографий и особенно видеосъемок — крайне мало. В отличие от более позднего периода, о котором будет отдельное кино...

Перед выходом «Здорово и вечно» в Интернете появился небольшой отрывок из фильма: старая потертая пленка с рябью, поезд мчится мимо дремучих сибирских лесов, улыбающийся, совсем еще молодой Летов смотрит в кадр со сцены, с гитарой в руках. Закадровый голос вещает: «Это было уникальное время, никому такого больше не пережить… Ну сколько вообще шансов имеет среднестатистический человек родиться и вырасти в эпоху революции? Один из ста. В России, может, больше. Но все равно это редко бывает».

Собственно, Летов сам был революцией, закрутившейся воронкой, в которую он за собой потянул и других андеграундных музыкантов. Далее по фильму краткий экскурс по Сибири, самым ярким фактам из истории края. Конечно, место рождения и жизни повлияло на музыканта. И в песнях он смешал идеи нонконформизма, элементы хардкора и бескомпромиссный грязный звук с картинами провинциальной сибирской жизни. Опусы Егора Летова оправданно сравнивали с произведениями Борхеса, Кафки и других антиутопистов. Опираясь на документальный материал, создатели фильма старались нарисовать портрет музыканта в деталях, со всеми гранями и особенностями личности. У «ГрОба» всегда была активная армия фанатов. Спустя семь лет после смерти Летова они помогли состояться этому кинопроекту, собрав сумму, которой на определенном этапе не хватало, чтобы завершить работу. Егор наверняка бы обрадовался такому подарку к юбилею. «В свой день рождения он традиционно был задумчив и немного грустен, — вспоминает Наталья Чумакова, — в этот день он всегда думал о том, что с ним случалось, и рассуждал о всяческих глобальностях и печальных красивостях, которыми полна жизнь. Но как только праздник кончался, он снова становился радостен и весел и шел размашисто дальше, не оглядываясь в прошлое».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру