«Ожидание» Микаэла Таривердиева впервые за 30 лет возродится на старой сцене

Режиссер Радмир Шайхутдинов соединил две музыкальных новеллы о женщинах в одной постановке

21.05.2015 в 15:41, просмотров: 2946

27 мая в Центре Драматургии и Режиссуры на Соколе «Театр Алексея Рыбникова» представит одну из самых ожидаемых премьер сезона – спектакль молодого режиссера Радмира Шайхутдинова, состоящий из двух ярких музыкальных новелл, - комической оперы буффа «Телефон» известного американского композитора Джана Карла Менотти и драматической монооперы «Ожидание», сочиненной «последним романтиком» XX века Микаэлом Таривердиевым на слова поэмы Роберта Рождественского «Монолог женщины». Постановка приурочена к 30-летию со дня премьеры «Ожидания» в Камерном театре Бориса Покровского в 1985 году.

«Ожидание» Микаэла Таривердиева впервые за 30 лет возродится на старой сцене
Фото: предоставлено автором

Центр Драматургии и Режиссуры на Соколе сейчас находится как раз на месте этого легендарного театра, который был одним из любимых в среде прогрессивной интеллигенции того времени. Впервые за 30 лет опера снова будет показана на сцене, где она и была поставлена изначально.

Казалось бы, два произведения, объединенных в постановке, абсолютно контрастны, как по эмоциям, содержанию, так и стилистически. Тем не менее режиссер сумел увидеть в них одну общую линию, лейтмотивом проходящую через обе оперы, - вечную тему любви и ее ожидания. Эти новеллы – редкий случай того, когда тема раскрывается тонко, нестандартно и не пошло. Радмиру Шайхутдинову удалось увидеть связь между ними и по-своему интерпретировать их, не нарушая первоначальной внутренней логики и идей, заложенных авторами.

«Есть только две категории женщин: женщины ждущие и те, которых ждут», - эта фраза из другого произведения Микаэла Таривердиева четко передает мысль, заложенную в новой режиссерской постановке. «Телефон» - современная комическая опера с узнаваемыми типажами героев: он – беззаветно влюбленный юноша, она – беззаботная, жизнерадостная и немного легкомысленная кокетка. Ее жизнь – череда нескончаемых телефонных разговоров, но, как оказывается, не всегда пустых и нелепых, порой в них разворачивается настоящая драма.

«Ожидание» - пожалуй, одно из самых шокирующих эмоциональностью и драматизмом музыкальных произведений своего времени, в котором в цель бьет и музыкальная, и текстовая составляющая. Моноопера была написана специально для Камерного театра Бориса Покровского, точнее – непосредственно для ведущей певицы и актрисы театра, знаменитой Марии Лемешевой, дочери Сергея Лемешева. Главный и единственный персонаж оперы – собирательный образ. Это женщина-героиня, уникальная в своем роде, но отражающая в себе судьбы миллионов женщин во всем мире, которые ждут свою любовь, «до самого конца, за смертью и за далью». Кто-то в этот момент подумает о главном свидании с единственным, которое еще не произошло, кто-то – об ожидании любимого мужчины с войны, и любая ассоциация здесь будет точной и верной - настолько многогранно раскрывается тема. Героиня «Ожидания» - одновременно утонченная и импульсивная. Она меняется на глазах зрителей за те тридцать с небольшим минут, которые длится опера. От состояния полного отчаяния и безысходности она приходит к пониманию, принятию и мудрости, осознанию собственной силы и вере в то, что ей удастся дождаться своего человека, даже если ожидание это продлится всю жизнь.