На Чеховском фестивале наступила зима

Невозможное и невозвратное в спектакле Филиппа Жанти

Знаменитый французский кукольник Филипп Жанти привез на Чеховский фестиваль спектакль «Не забывай меня», который является свидетельством мужества режиссера и его неувядаемого таланта.

Невозможное и невозвратное в спектакле Филиппа Жанти
Фото предоставлено пресс-службой Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова.

История создания этой работы весьма печальна, хотя все-таки имеет счастливый конец. В 2011 году Филиппу Жанти, выдающемуся мастеру, высокому авторитету в мире кукольного театра, поступило предложение от театральной школы Норвегии сделать дипломный спектакль с ее выпускниками. Он согласился и взял за основу свой давнишний спектакль — «Не забывай меня» (1992 год). Приступил к работе, но в самый ее разгар у него, о ужас, случился инсульт, и жизнь остановилась. Лишенный речи, Жанти все же, когда пришел в себя, решил продолжать: он рисовал мизансцены (Жанти прекрасный рисовальщик), а Мэри Андервуд, хореограф и супруга режиссера, репетировала со студентами. Теперь бывшая студенческая работа путешествует по миру, пожиная успех у публики разных стран. Что совсем не удивительно — волшебство и магия сильнее любой реальности.

На голубом горизонте — маленькие мужские плоские фигурки в черном (сюртуки, цилиндры), повозка с лошадкой. За их медленным движением со стороны наблюдает почему-то большая старая обезьяна в сиреневом платье из плюша. А потом внимание свое переключает на пары молодых мужчин и женщин, что сбились испуганной группкой на стульях, как птицы в клетке. И уже с самого начала Жанти затевает свои обманки, раздвоения, трансформации: трое мужчин и четыре женщины имеют своих кукольных двойников. Рост, особенности строения, прически, одежда, цвет глаз — один в один. При этом своими кукольными клонами артисты так ловко манипулируют, что временами теряешься — где люди, а где куклы? Где сон, а что явь? И не кошмар ли все это? Ну, если и кошмар, то он магический.

Фото предоставлено пресс-службой Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова.

— Обезьяна украла мои мысли, — на ломаном русском произносит одна девушка и катается верхом на другой обезьяне — в черном сюртуке. Присмотревшись, понимаешь, что этот трюк выполнен самой девушкой.

Двойники, трюки, визуальные подмены, танец, жест, песни — все это работает даже не на сюжет, который, как это часто бывает у Жанти, не явный, а на атмосферу, метафоричность высказывания о, как говорит сам мастер, «невозможных столкновениях, подрывающих наше уверенное спокойствие и открывающих вид на пейзажи, где разум пускается в головокружительную непостижимость».

Фото предоставлено пресс-службой Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова.

Удивительное дело — эту нематериальность он передает арктическими просторами, сделанными, в свою очередь, из синего цвета, холодного света и тканых снегов разного размера, заваливших пространство сцены. Поэтично, и магия продолжается — наивная образность первой части, озвученная странной музыкой Рене Обри, постепенно перетекает в юмор второй, и его, вот уж точно, лучше взрослых оценили бы дети. В трюках и фокусах артистов дети считывают забавный первый план (огромные снежки с куриными лапами и незаметно меняющимися головами людей и манекенов, в то время как взрослая публика глубокомысленно ищет в зрелище нечто философское. Как и обезьяна в платье из плюша, которая наблюдает медленное движение на горизонте все той же процессии из маленьких мужских фигурок в черном (сюртуки, цилиндры), повозки с лошаденкой. Но одна пара почему-то отстала).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26821 от 29 мая 2015

Заголовок в газете: На Чехов-фесте грянула зима

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру