Вдова Петра Тодоровского продала квартиру, чтобы снять фильм по сценарию мужа

«Встречу на Эльбе» снимали в Польше

29.05.2015 в 18:04, просмотров: 21998

Прошел год с того момента, как на питчинге кинопроектов в Министерстве культуры продюсер Мира Тодоровская получила отказ в финансировании фильма «В далеком 45-ом. Встреча на Эльбе» по сценарию своего покойного мужа-фронтовика Петра Тодоровского. Российское военно-историческое общество, без санкции которого теперь не выходит ни один военный фильм, отказало ему в исторической правде.

Вдова Петра Тодоровского продала квартиру, чтобы снять фильм по сценарию мужа
Фото: кадр из фильма

«Я осталась одна, – рассказывает Мира Тодоровская, - У нас с Петей была большая квартира, которую мы сделали из двух. Я опять их разъединила и продала. И сделала на эти деньги фильм. Теперь к готовой картине примерно такое же отношение, как и к сценарию. Я счастлива, что сделала ее, но у меня не получается организовать дальнейшую судьбу фильма. Прокатного удостоверения у него нет. А у меня нет денег. Все потратила на фильм».

Фото: кадр из фильма

Происходило это после того, как у совета военно-исторического общества «сложилось негативное впечатление от сценария». События разворачиваются в самом конце войны, в мае 1945-го. Что же не понравилось экспертам? Наверняка сама история о советском лейтенанте, влюбившемся в немку, которая выдает себя за племянницу фельдмаршала Паулюса. Как и диалог русских бойцов по поводу того, какая чистота кругом у немцев, а у нас грязь. И предупреждение - держать эти мысли при себе. Мира Тодоровская рассказывает: «Все, что вы увидели, происходило с Петей в 45-ом. Там, на Эльбе он закончил войну. Все это его воспоминания. Сценарий он написал лет 7-8 назад. Ему самому был 21 год, когда он стал комендантом, правда, другого городка».

Фото: кадр из фильма

«На питчинге Минкульта встал какой-то человек и сказал нашему сценарию «Нет!», - вспоминает Мира Тодоровская (на ней лица не было в тот момент, могу это засвидетельствовать, как очевидец — С.Х.).- Уже в фойе он подошел со словами: «Я из военно-исторического общества. Мне было заранее поручено отказать вашей картине». Меня, как по щекам отхлестали, и я поняла, что должна сделать этот фильм. Летом прошлого года я поехала в Польшу, искала возможность снять фильм там. Попала на Вроцлавскую киностудию, расположенную на территории бывшей Германии. События-то в сценарии происходят в Германии. Встретила там лауреата премии «Оскар» художника Анджея Рафана Вальтенберга. Он сам предложил свои услуги и стал у нас на картине художником-постановщиком. Мы снимали в небольшом польском городке, напоминающем торт на тарелочке. Работала польская группа. Помимо артистов из Польши и Германии снимались пять русских артистов».

Фото: кадр из фильма

Одну из ролей сыграла знаменитая польская актриса Эва Шикульска, которую наш зритель хорошо знает по фильму «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля. А Ганса Лемке, которому принадлежал дом, где расположилась комендатура, сыграл немецкий актер Михаэль Шиллер, снимавшийся у Спилберга в «Списке Шиндлера». Месяц ушел на подготовку, а потом в течение 28 съемочных дней фильм был снят. С готовым материалом Мира Тодоровская отправилась на «Мосфильм», где и проходил постпродакшн. «Куда же еще? - говорит она. - Я же не могла плохо сделать фильм. А на «Мосфильме» хорошие специалисты. Карен Шахназаров предоставил нам 35 процентную скидку на все услуги». А потом фрагменты фильма, в частности тот, где темнокожий американский солдат выпивает водку, были показаны в американо-российском фонде в Вашингтоне. И сейчас Мира Тодоровская по его просьбе делает английские субтитры, чтобы показать там уже готовую картину.

Фото: кадр из фильма

Волею судеб она стала режиссером. Хотя прежде снимала картину «Жена Сталина». «Может быть, Петя и сам бы снял фильм, но он уже болел, не в силах был это сделать, - говорит Мира Григорьевна, - За исключением пяти русских актеров я там была одна русская. Мне было нелегко». Рядом с ее именем в титрах указано имя еще одного режиссера — это оператор картины Петро Алексовски. В кадре звучит музыка Петра Тодоровского. Американские солдаты — союзники по антигитлеровской коалиции - проходят под марш из его фильма «По главной улице с оркестром». Стилизовал музыку Петра Ефимовича Алексей Айги, и сделал это очень удачно. В финале на экране появится сам Тодоровский со своими военными регалиями. Помимо двадцатилетних актеров, которые только начинают карьеру, и лица которых совсем неизвестны, снималась фильме и опытная актриса Ирина Пегова. Ее героиню называют королевой постели, тертой бабенкой. Фронтовая жена, она переходит от одного офицера к другому. В картине снимался и сын покойного Андрея Краско и польской актрисы Мириам Александрович, внук актера Ивана Краско. Ян Краско родился и вырос в Польше, там же получил актерское образование. В картине Тодоровских он сыграл фактурного боевого офицера, главную любовь героини Ирины Пеговой.

Фото: кадр из фильма

Мира Тодоровская рассказывает: «Все, что вы увидели, происходило на глазах у Пети в 45-ом. В Германии он закончил войну. Все это его воспоминания. Сценарий он написал лет 7-8 назад. Ему самому был 21 год, когда он стал комендантом, но другого городка».

Самое ценное, что удалось сохранить интонацию Петра Тодоровского. Если бы он сам снимал фильм, наверное, так бы и снял. А сейчас, по словам его вдовы, ни один канал, ни прокатчики не берет картину. Между тем в титрах фигурирует Фонд кино. 3 года назад он выделил 15 миллионов рублей на проект, но снять на них картину было невозможно.

Фото: кадр из фильма

Прототипом лейтенанта Юрия Никитина стал Петр Тодоровский. Как и герой фильма он стал комендантом городка. А сыграл главную роль Илья Ильиных. Ему 21 год, и это его вторая, после «Географ глобус пропил», картина. Интересно, что в раннем фильме Тодоровского «Верность» герой тоже носил фамилию Никитин. Во «Встрече на Эльбе» к лейтенанту попадает немецкая девушка с экзотическим именем Ханелора, выдающая себя за племянницу Паулюса. Наши бойцы назовут ее Паулюсиха. А Никитин влюбится, не передаст в штаб, за что мог и поплатиться. Сыграла немецкую девушку польская актриса Мария Павловская. «От твоей улыбки можно сдохнуть», – скажет ей Никитин, и она все поймет и без непонятных ей слов. Есть тут и целомудренный роман молодого офицера с американкой из армии союзников. Любви много. Но хватает и насилия. Коменданту докладывают, что ночью наш патруль изнасиловал немок: «Снова набезобразничали». Героиня Пеговой спросит у русских офицеров: «Неужели мужики вам не противно с немками якшаться?».

Мира Тодоровская после показа фильма спросила: «Ну, скажите, что я все-таки что-то совершила?».