Вячеслав Бутусов разбудил «Бездну»

Музыкант отыграл концерт с лекцией про сколопендр

31.05.2015 в 20:11, просмотров: 6371

«Вы даже не представляете, как приятно слышать звуки из зала, когда сидишь рядом с большой лампой, а перед тобой — черная бездна», — улыбался артист невидимым из-за софитов, бьющих ему в лицо, поклонникам во время своего столичного акустического вечера. Бутусов удобно устроился за маленьким столиком, покрытым красной бархатной скатертью, с гитарой в руках на большой сцене перед несколькими тысячами гостей. В огромном зале не было ни одного свободного места, но складывалось ощущение, что вся эта громада сузилась до размеров кухни музыканта, на которой он поет друзьям песни и разговаривает с ними о жизни.

Вячеслав Бутусов разбудил «Бездну»
фото: Наталья Мущинкина

Рокер сразу обещал, что концерт будет особенным. Никто не догадывался, что настолько. Могло сложиться овпечатление, что в этот вечер в Бутусова вселился одновременно дух Михаила Булгакова и Сергея Курехина — настолько завораживающим, мистическим, глобальным и при этом камерным показался его концерт. Используя минимум средств — гитару, струнное трио, ненавязчивый бэк-вокал, четко выстроенный видеоряд и иногда второго гитариста, — ему удалось удерживать внимание публики так, что в зале во время исполнения песен стояла гробовая тишина, за исключением тех моментов, когда слушатели аплодировали или не выдерживали и начинали подпевать. При этом Бутусов, кажется, сознательно не делал никакого шоу. Он просто сидя пел под гитару, одетый в строгие брюки, белую рубашку и жилетку, иногда приглашал на сцену нескольких музыкантов — гитариста Георгия Каспаряна (игравшего не только в группе «Кино», но и в курехинской «Поп-механике»), скрипачку и бэк-вокалистку Гулю Наумову, альта Максима Иванова и виолончелистку Наталью Назарову. Альтернативные «симфонии», которые они все вместе создавали из песен бессменного лидера «Наутилуса Помпилиуса», сопровождались видеорядом из узоров, наложенных на изображения рек, горных расщелин, космоса, египетских богов и созвездий.

С мини-оркестром Вячеслав выступал впервые, хотя подобные опыты, когда рок-звезды приглашают в качестве аккомпаниаторов классических музыкантов, уже стали трендом. Программу он разбил на две части. В перерыве из-за кулис доносились обрывистые звуки фортепианных пассажей, пение птиц и странные голоса. В первой части помимо виновника торжества и других музыкантов приняли участие дети рокера. «Сейчас на сцену выйдет самый маленький научный сотрудник в мире, — интриговал публику артист, — Даниил Вячеславович Бутусов в сопровождении своей помощницы Ксении Вячеславовны. Он расскажет вам лекцию про членистоногих». «Научный сотрудник» появился на площадке в белом костюме и стал рассказывать гостям про разновидности пауков и сколопендр. Снова невольно вспомнился Курехин со своей лекцией «Ленин — гриб» и другими экспромтами. Какое отношение сколопендры имели к акустическому вечеру, было не очень понятно, но зрители умилились, стали нежно похихикивать, а на фразе Даниила «теперь я снова передаю слово папе» разразились бурей оваций. Так что очаровать и эпатировать публику семейству Бутусовых однозначно удалось.

Главной ценностью вечера все же стали не эксцентричные лекции, а песни, зазвучавшие в новых оркестровых аранжировках. «Специально для женщин» музыкант исполнил «Тень» с двумя гитарами и двумя голосами, в качестве «послания близким по духу» — новую композицию, как «неизбежную», — хит «Бриллиантовые дороги». Каждой следующей вещи Бутусов давал свое определение. Не обошлось без легендарных «Крыльев», «Прогулок по воде», «Птицы и птицелова», нетленки «Я хочу быть с тобой». В общем, хиты в свежих версиях лились рекой. Для затравки Вячеслав спел и несколько композиций с только что записанного альбома «Гудгора». Каждый свой концерт он старается сделать не похожим на предыдущий. Этот музыкант известен не только тем, что создал одну из групп-легенд русского рока «Наутилус Помпилиус», на протяжении многих лет ему удавалось оставаться на волне и удачно экспериментировать. Проект «Ю-Питер», созданный в 2001 году, стал не менее популярен, чем «Нау», а на своем акустическом вечере Бутусов доказал, что и сольно может удивлять публику, делая, например, струнные вариации своих песен вместе с другими музыкантами.