В первый день на Венецианском фестивале показали фильм про Майдан

Побег 16-летней Одессы

72-й Венецианский кинофестиваль открылся на острове Лидо фильмом «Эверест» исландского режиссера Балтасара Кормакура, снятом в 3 D. Звездная дорожка, по традиции, была весьма скромной по составу гостей. Блистал на ней Джейк Джилленхол, весьма невыразительно сыгравший в этом мертвом, ничем не одухотворенном фильме. После церемонии открытия показали документальную картину «Зима в огне» Евгения Афинеевского, снятую на майдане. Смотрели ее с комом в горле.

Побег 16-летней Одессы
Кадр из к/ф "Эверест"

В «Эвересте» пару раз на ломанном русском прозвучит тост «За здоровье!», что обозначит присутствием в команде восходящих к горной вершине российского альпиниста Анатолия Букреева. Почему-то в зарубежном кино принято произносить именно эти слова, якобы символизирующие нашу питейную традицию. Присутствие на экране самого альпиниста из России фрагментарно и второстепенно, как и японской альпинистки, бесконечно произносяшей слова благодарности: «Аригато, аригато».

43-летний Евгений Афинеевский – уроженец Казани, работал на телевидении, продюсировал фильмы, в частности экранизацию «Преступления и наказания» (США-Польша-Россия) 2002 года с участием британской актрисы Ванессы Редгрейв - известной правозащитницы, не раз вступавшейся за жителей Чечни. В режиссерских заметках Евгений Афинеевский говорит, что снял третью режиссерскую работу про героизм людей, вышедших защищать свободу своей страны. И прозвучала она, как ода смелым. События охватывают свыше 93 дней 2013 и 2014 годов, когда граждане этой страны вышли на улицы, чтобы сказать свое «нет» правящему режиму Януковича, и во имя свободы и будущего своих детей. Даже если у кого-то их еще нет. Решили стоять на Майдане до победного, пока их не услышат, не поймут, что они - не рабы». Люди поняли, что от них что-то зависит в этом мире, что вместе они – сила и многое могут изменить. Есть впечатляющие кадры, когда пожилые женщины выходят на Майдан в кастрюлях вместо шляп, выражая протест властям, принимающим нелепые решения. Огромная площадь, заполненная людьми, исполняет гимн страны, и звучит он, как молитва. Едва ли не самые сильные кадры, где вояки раздевают догола молодого мужчину, чтобы унизить, а в итоге унижают только себя. Среди героев фильма – в основном студенты и даже подросток, отличающийся недетской сознательностью. Невыносимо смотреть на то, как погибают молодые, когда их проносят в гробах через Майдан. Как скажет один из взрослых героев фильма: «Здесь гибло лучшее, что у нас было». И трудно не согласиться с 23-летней киевлянкой: «Мы убиваем друг друга, чтобы решить свои проблемы, а опыт прошлых войн ничему не учит». Подобные кадры мы уже не раз видели в других картинах об украинских событиях, которые представляли на мировых фестивалях, но, пожалуй, впервые они обрели античный размах и даже красоту, несмотря на драматизм событий.

Первый конкурсный фильм «Безродные звери» американского режиссера Кэри Фукунага, когда-то работавшего в Африке, - экранизация одноименного нигерийского романа. По духу он напоминает аллегорического «Повелитель мух» Голдинга. У нас на глазах подросток Агу, лет 13 от роду, проходит боевое крещение жестокостью, превращается в солдата, способного убивать, случайно оказавшись в ужасающем детском батальоне во время гражданской войны в одном из государств в Западной Африки.

Фото: кадр из фильма "Безродные звери"

Австралийская конкурсная картина «В поисках Грейс» Сюи Брукс рассказывает о переживаниях 16-летней девушки, без видимых причин покидающей отчий дом, любящих родителей. Сыграла ее юная актриса с экзотическим именем Одесса Юнг. Тонкая и умная картина с юмором раскручивает трагический по сути сюжет, причем, с точки зрения разных героев – самой Грейс, ее матери и отца. И все страдания юной души окажутся ничтожными в сравнении с тем горем, которое на нее обрушится, когда погибнет под колесами фуры ее молодая мать. Если бы такие фильмы могли смотреть наши зрители, а не тот бездарный поток, который обрушивает на них телевидение, то, возможно, все бы мы жили и чувствовали по-другому.

3 сентября руководитель киностудии «Мосфильм» представил в программе «Венецианская классика» отреставрированную версию «Александра Невского» Эйзенштейна. Удивительно, но во всех программах и в каталоге он значится под полным именем, как Сергей Михайлович Эйзенштейн.