Космос звуковых изощрений

На своем юбилее «ИНДЮШАТА» прыгнули выше головы

В этом году фестиваль Александра Кушнира не только громко отпраздновал 25 лет со стихами, песнями и видеоинсталляциями, но и показал публике блюда особой, «молекулярной» музыкальной кухни. На сцене, как на большой сковороде, скворчали, «шипели» и раскалялись команды, ищущие свой путь в экспериментальных стилях. Были, конечно, и те, кто отдал честь старому доброму рок-н-роллу, альтернативному року, тоже уже ставшему жанром-клише, но, судя по реакции публики, классические формы уже не так эстетически возбуждают ее, как звуковые «извращения» в самом лучшем смысле слова. Ведущая MegaБита Наталья МАЛАХОВА в этом году была приглашена в жюри «Индюшат» и стала свидетелем всех перипетий «изнутри» конкурса.

На своем юбилее «ИНДЮШАТА» прыгнули выше головы
Родион Прилепин («Кто-то Другой») — «Лучшие тексты». Фото: Мария Карпушева

Хотя состав музыкантов подобрался дружелюбный и, познакомившись, ребята уже искренне болели друг за друга, на отборочных турах разгорелась нешуточная борьба. Выступления часто вызывали бурную дискуссию между членами жюри, которые после выхода вызывали каждую группу «на ковер», чтобы высказать свое мнение тет-а-тет, без присутствия посторонней публики, и дать исполнителям советы, а уже потом обсуждали между собой, достойны ли те или другие артисты участия в финале. Чтобы занять на «Индюшатах» место под солнцем, музыканты прибегали ко всем возможным ухищрениям — творческим, разумеется: неожиданно выпускали на площадку балерину, придумывали странные танцы, демонстрировали ширину диапазона или необычность вокала, устраивали нестандартные способы звукоизвлечения и т.д.

Безудержной энергией и нечеловеческим желанием вырваться вперед заставили в итоге сдаться и жюри, и зрителей Thе Bajikans из Донецк. Хотя гаражный рок — сомнительное поле для экспериментов, о чем и велись ожесточенные споры после их выступления на отборочном туре, ребята сумели доказать, что они не лыком шиты. Солист и гитарист Александр Шабалин в финале показал не только умение петь и музицировать, катаясь по полу (здесь могли бы ностальгически вздохнуть поклонники Nirvana, например), но и выходить из сложных ситуаций: ребят застали врасплох технические неполадки, но Саша не остановился и запел «Passenger» а капелла. Музыканты рассказали, что из-за тяжелого положения в родном городе были вынуждены отправиться на затяжные гастроли. Это только дало толчок творческому развитию. В итоге группа получила награду за «Лучшую композицию». «Я понял, что эти ребята дышат музыкой», — шепнул Кушнир во время их концерта, которым они полностью оправдали его слова.

Виф Ньют (VeiiLA) — Гран-при. Фото: Мария Карпушева

«Отличниками», которые выступили на фестивале в роли «специальных гостей», стали и The Blue Stocking, развеселое кабаре из трех барышень (одна из которых играет на барабанах) и одного юноши. То, что они делают на сцене, вызывает ассоциации с клипом Dakh Daughters «Rozy/Donbass», ставшим хитом в Интернете среди искушенной публики, и одновременно с «Серебряной свадьбой» из Минска. На отборочном туре жюри просило больше экспрессии и получило вместе с собравшимися гостями яркое и эмоциональное начало второго фестивального дня. Имидж, музыка, видеоряд команды — калейдоскоп безумных картинок: бас-гитаристка, похожая на бабочку, у которой вместо крыльев огромные цветные ресницы; статная барабанщица в образе панк-дивы, будто выточенная из мрамора; рисованный минималистичный клип на песню «Черная вдова», где женщина превращается в паука и убивает своего возлюбленного… Не хватало только демонических клоунов из трэш-кино Алекса де ла Иглесиа «Печальная баллада для трубы».

Совсем другое, уже «страшное» шоу показали Vesper Leand из Владимира, которые, кстати, несмотря на юный возраст, успели поработать в Берлин, где сводили EP «Clay». Им достался спецприз фестиваля. Они выступали в полумраке. Солистка Лия Цой похожа на шамана и на Бьорк, а когда смотрит в упор — холодок может пробежать по коже от тяжелого взгляда. Музыка струится не патокой, как у «сладких», позитивных исполнителей, поющих о любви, солнышке и цветах, а будто ядом, смешанным из целого набора ингредиентов — психоделического трип-хопа, индитроники и странных шумов. На экране появлялись кадры в духе сюрреалистического фильма «не для слабонервных» Луиса Буньюэля и Сальвадора Дали «Андалузский пес», надписи на английском из серии «Осторожно, это видео может вызвать непредсказуемую реакцию у больных эпилепсией». Публика осталась испуганной, но довольной.

Антон Смирнов (Black Buttons) — спецприз. Фото: Мария Карпушева

Питерский дуэт Виф Ньют (вокал, синтезаторы) и Бэса Эйридта (синтезаторы, продакшн) VeiiLA решил не нагонять жути, в отличие от коллег по электронной сцене. Девушка и юноша, участники команды, сами придумали себе романтичные сценические имена и сыграли электропоп/idm сет, за который получили Гран-при. Хотя ребята стали самыми молодыми участниками, они дали фору и более зрелым соперникам, устроив на площадке магическое, по отзывам многих гостей, действо. Вокал Виф напоминает голос Шинейд О’Коннор, но в сочетании с оригинальной музыкой звучит ярко и самобытно. Было очевидно, что группа — одна из главных претендентов на победу.

А вот с командой «Кто-то другой», получившей приз за «Лучшие тексты», все было не так очевидно. Она совсем из другой оперы, точнее — как будто из театра. Проект Родиона Прилепина, Дмитрия Гульбина, Марии Ласкиной и Марта из Воронежа, мелодекламация, перетекающая в странную песню с непонятными, но притягательными звуками. Лидер команды Родион на сцене — резкий, экспрессивный, «ломаный» и одновременно трепетный, как будто осторожно строит башенку собирательных образов Дельфина, Евгения Гришковца, интернет-героя Фрэнки с его безумными текстами, местами даже Вени ДрКина с его монологами-вставками из песен — и тут же разрушает ее своей оригинальной подачей, голосом, манерами и жестами. Работает на разрыв аорты — и говорит, и поет, и двигается. Команда раскрылась, как бутон, уже на главном выступлении: на отборочном туре у жюри возникли сомнения — в формате ли «Индюшат» жанр мелодекламации. Однако, поработав над собой и программой, ребята полностью эти сомнения разрушили, показав, какие необычные мелодические и звуковые ходы они могут находить, и как тонко сплетается с ними неоднородная, нетипичная лирика Родиона. «Мне сложно сейчас осознать, что нам дал этот фестиваль, — поделился артист мыслями с «ЗД», — эмоции бьют через край. Я очень рад, что публика тепло приняла нас. Мы переживали по поводу того, что в Москва у нас пока практически нет своей аудитории, но перед сценой собралось много людей, и главное — я чувствовал их отдачу, резонанс. Мне кажется, это хороший знак».

У «Киндzы!!!» — тоже точные, бьющие прямо в цель тексты о жизни, социуме, человеческой психологии, но «распробовать» ее, вызывающую ассоциации и с зеленью и с известным отечественным фильмом, удалось не сразу — мешал резкий гитарный звук. Если у команды «Кто-то другой» музыка деликатная и осторожная, то у этой группы — агрессивная и жесткая. Этим ребятам из Коломны, как и Vesper Leand, достался спецприз.

Еще один нестандартный проект, выступление которого вызвало бурю самых разных эмоций (от восторга до отторжения) у жюри, — «Обезьяны Cosmos» из Тулы. Глядя на странного лысого человека в темной рубашке, брюках и очках, который раскачивался, стоя на цыпочках, и изящно дирижировал, кто-то хватался за голову, кто-то смеялся, а кто-то просто стоял как вкопанный с округлившимися глазами. «Моя душа — маленький камень на дне океана, и что бы здесь ни случилось, ее никто не достанет», — загадочно улыбаясь, пел солист Валерий Чекалин под сопровождение гитары, электронных барабанов и технических средств. По звучанию команда изящно лавирует между даунтемпо, диско, лаунжем, фанком, блюзом и инди-попом, издавая действительно космические звуки, чем оправдывает свое название. «А обезьяны — потому что нам самим показалось в какой-то момент, что мы обезьянничаем», — без лишнего кокетства признался солист. Хотя кое-кто из слушателей выразил мнение, что проект похож на попытку перепеть Сергея Мазаева в стиле шансон, «ЗД» выделила группу «Обезьяны. Cosmos» в качестве одного из своих фаворитов.

Любимчиками широкой публики, получив «Приз зрительских симпатий», стала молодая команда The Salted, которая хоть и напоминает Muse в начале славного пути, видимо, этим и подкупает слушателей. К тому же с техникой и подачей себя любимых на площадке у ребят тоже все в порядке. В отличие от The Salted, следующих строгим канонам альтернативного рока, Black Buttons доказали, что в этом стиле можно создать нечто новое и свое. По сравнению с выступлением на отборочном туре (где музыканты и выпустили на сцену балерину) они на концерте сделали мощный рывок вперед, убив зрителей наповал. В их эклектичной музыке рок перетекает в джаз, карнавально-ритуальные номера, блюз, лаунж и даже в почти академическое звучание, а на площадке они делают настоящее шоу с удачными видеовставками, элементами театрализации и перформанса. Не поверишь, что группе еще меньше года, а ее лидер и басист Антон Смирнов сам написал весь материал и все партии для представленных и даже не представленных на сцене инструментов. Третий спецприз ушел в руки именно этим ребятам.

***

По мнению Александра Кушнира, в этом году на «Индюшатах» собрался сильнейший состав участников. Мнение подтвердилось и тем, что жюри еще до ночи после проведения фестиваля совещалось, как распределить призовые места — настолько яркими были многие выступления и такими неожиданными некоторые повороты в сюжетах. «ЗД» пообщалась с самыми интересными, на свой взгляд, «выпускниками» «Индюшат-2015» — группами VeiiLA, Black Buttons, «Обезьяны. Cosmos» и «Кто-то другой». Интервью с музыкантами читайте в следующем выпуске «ЗД».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру