Вместо «Доктора Хауса» - поляк: снимают первый художественный фильм о Хармсе

Кинорежиссер Иван Болотников: «Обычно его представляют чудаком. У меня он нормален, разве что чуточку особенный»

В Петербурге снимают первый в России художественный фильм о Данииле Хармсе. Его режиссером стал московский документалист Иван Болотников, дебютирующий в «полном метре».

Кинорежиссер Иван Болотников: «Обычно его представляют чудаком. У меня он нормален, разве что чуточку особенный»
Фото: Кинокомпания PROLINE FILM

О творчестве Хармса снято более 20 документальных картин, более 30 игровых и 50 анимационных проектов по мотивам его произведений. Поставлены балеты, оперы, мюзиклы, драматические спектакли. Иван Болотников рассказал «МК» о совместном проекте с продюсером Андреем Сигле, который поддержали Литва и Македония.

- Десять лет назад вы сняли документальный фильм «Чудо Даниила Хармса». Почему вернулись к этому персонажу?

– Я не вернулся. Я все время был с Хармсом. Будучи учеником Алексея Юрьевича Германа, выпускником его мастерской на ВКСиР, принимал участие в съемках его фильма «Трудно быть богом». А дальше началась моя «Голгофа» с «Хармсом». Герман, Мотыль, Рязанцева написали хорошие рецензии на сценарий, но я не мог найти продюсеров, которые взялись бы за него. Появлялись, например, французы, копродукция студии Германа «Север» с ними. То, что получилось, вопреки всему, со студией Андрея Сигле, - своего рода чудо. Проект непростой, требующий пространства улиц, постоянной смены объектов. Как сегодня в Петербурге снять Ленинград 30-х годов? Надо машины эвакуировать, фасад новый сделать… Собралась талантливая команда и нашлись альтернативные варианты. Часть Ленинграда мы сняли на заводе «Красный Треугольник» на набережной Обводного канала. В пять утра нам удалось снять Дворцовую площадь, а уже в шесть пошли машины. Оператор Шандор Беркеши очень помог. А как работал художник Владимир Светозаров, сотрудничавший еще с Динарой Асановой, Ильей Авербахом, с Алексеем Германом на картине «Хрусталев, машину!» !

На съемочной площадке. Фото: Кинокомпания PROLINE FILM

- Какие источники вы изучали, приступая к работе?

- Я немало прочитал о Хармсе. Нередко авторы подменяли реального человека своими домыслами. А Маршак и Евгений Шварц писали, что при всей своей парадоксальности он был классичен по сути своей. У него было хорошее образование. Он знал правила этикета. По замечанию Шварца, Хармс был единственным среди них, кто умел обращаться с ножом и вилкой. Добротную книгу о Хармсе «Жизнь человека на ветру» написал питерский литератор Валерий Шубинский. Я верю в наш фильм, хотя это авторское кино, «литературное». Допускаю, что кому-то оно не понравится. Это же Хармс. Он не всем по душе. От него странное ощущение возникает. Мир у Хармса не создается, а постоянно распадается. Это не гармония, а некая химическая реакция.

- В соавторах сценария указан Сергей Соловьев. Это известный кинорежиссер?

- Это его тезка и однофамилец, мой школьный учитель русского языка и литературы. Одаренный человек, учился в Литературном институте. Его мастером был Юрий Трифонов. С изначальным сценарием «Хармса» я обратился за помощью к Сергею Леонидовичу.

- У вас интернациональная команда?

- Мы бы не потянули этот проект одни. Я верю в копродукцию, за ней будущее. Еесли мы соберемся всем миром, то сможем и фильм показывать всюду. Проект – как ребенок: поставишь его на правильный путь – есть шанс, что беспризорником не будет. У нас снимались литовские актеры. Компьютерная графика осуществляется в Македонии, там нарисуют Петербург. Там живет и наш композитор Сони Петровски, который пишет симфонию «Хармс». А исполнит ее Македонский симфонический оркестр. Это произведение будет звучать и независимо от фильма, а часть тем из него войдет в наш фильм.

Хармс — Войцех Урбаньский. Фото: Кинокомпания PROLINE FILM

- Почему Хармса сыграл поляк - 32-летний актер и театральный режиссер Войцех Урбаньски. Знаю, что он учился в Петербурге на курсе известного режиссера Вениамина Фильштинского, снимается в кино в Россия, Польше.

- У Хармса было много масок. Он сам создавал их. Первоначальная - Шерлока Холмса. Он - другой, «иностранец». Я хотел, чтобы его играл англичанин. Знаете, кто у меня был первым кандидатом? Хью Лори («Доктор Хаус»). Мир тесен, мне удалось связаться с актером, но гонорар мы не потянули, и к тому же он был на два года вперед занят. Войцеха Урбаньски я нашел… от отчаяния. Понимал, что без Хармса снимать нельзя. А мы всё не могли его найти. Объявили кастинг, претендентов было много. Мне хотелось, чтобы это был герой, чтобы он женщинам нравился. Обычно Хармса представляют чудаком, странным, полусумасшедшим. У меня он нормален, разве что чуточку особенный. Это мир вокруг странный. В Войцеха (мы зовем его Войтеком) вся группа влюбилась. Больших денег он, как и все, не получил, работали за идею. Войцеху пришлось три дня раздетым перед группой ходить, пока снимали Хармса в ванне. Не всякий актер согласился бы на такое. Но он — европеец и отнесся к нашей идее с пониманием.

- Кто будет переозвучивать Урбаньски? У него ведь легкий акцент.

- Никто не будет. Мы пробовали это сделать и увидели, что роль тут же стирается, характер исчезает. Войцех жил Хармсом, его было не оторвать от съемок, а потом – от микрофона. Он интересный человек, абсолютно вписывается в образ Хармса.

- Будут в вашем фильме обэриуты, окружение Хармса?

- Да. Введенский (его сыграет интересный молодой питерский актер Григорий Чабан), Друскин, Олейников, Липавский, Заболоцкий, Маршак… Снимались петербургские артисты Александр Баширов, Юрий Ицков, Андрей Феськов, московский артист Никита Кукушкин, известный по фильму «Класс коррекции». Первую любовь, Эстер, сыграла польская актриса Юстина Вонщик, жену Хармса, Марину Малич - литовская актриса Айсте Держюте, получившая в этом году премию European Shooting Stars Берлинского международного кинофестиваля. У нас много непрофессиональных актеров, их искали на улицах и в соцсетях. Они сами озвучили свои маленькие роли.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26969 от 21 ноября 2015

Заголовок в газете: Поляк вместо «Доктора Хауса»