Дмитрий Медведев прочел стихи на Красной площади

На книжном фестивале читают даже китайцы

При Петре I у стен Кремля читали на лавках, сегодня здесь погружаются в литературу на шезлонгах при Дмитрии Медведеве. Премьер прогуливается по основным павильонам книжной ярмарки, изданий получает в подарок столько, что охранники не успевают их относить. Некоторые сочинения удостаиваются особого внимания ДАМ: он пробегается взглядом по поэтическим строкам «Моабитских тетрадей» Мусы Джалиля и с любопытством пролистывает издание с перепиской Бориса Ельцина. Сопровождают премьера два Михаила – Сеславинский и Куснирович – и два Владимира – Толстой и Григорьев. В этот раз на Красной площади тезок пруд пруди, но лавры достаются двум Евгениям – Евтушенко и Водолазкину

На книжном фестивале читают даже китайцы
Фото предоставлено автором

Для выступления на Красной площади Поэт прилетел с Кубы: «Это место для меня многое значит. Моя мама дошла с Красной армией до Берлина и пела у самого Рейхстага, поэтому мне было важно посмотреть на салютинки победы именно на Красной площади». Евтушенко читает любимые стихи, совсем новое про «Бессмертный полк», а главу из «Казни Степана Разина» – прямо под бой курантов. В перерыве зовет на сцену жену и говорит: «Маша у меня по образованию врач, но сейчас, как я, стала училкой». Сотни гостей хлопают и хохочут. Аншлаг сопровождает Евтушенко как на выступление, так и на автограф-сессии: четыре часа он подписывает книги.

Об успехе в литературе рассуждают Максим Амелин, Владислав Отрошенко, Владимир Вишневский, Ирина Прохорова, Александр Снегирев, Елена Котова на дискуссии «Кому на Руси жить хорошо». Обсуждают, при каких условиях в 90-ые возникли знаковые имена в литературе (Пелевин, Улицкая, Сорокин), которым до сих пор живется вольготно и весело. Когда ситуация с писателями прояснилась, одна из посетительниц набросилась с упреками на издателя Ирину Прохорову: дескать, вы тоже зажиточно живете, а на людях прибедняетесь. На что Ирина Дмитриевна моментально отпарировала: «Не путайте, пожалуйста, меня с моим братом. Я занимаюсь только научной деятельностью и даже не скопила сбережений на черный день».

После этого г-жу Прохорову донимать перестали, зато переключились на Александра Снегирева. Не дали ему и предложения договорить, как стали перебивать и кричать. Но писатель на хамство отреагировал более чем достойно (видимо закалила торговля пуховиками на рынке!), чем вызвал еще большее уважение у поклонников. Однако после разговора «Кому на Руси жить хорошо» в воздухе повисло удивление, ведь большинство писателей признались, что слишком мало читают. Гости попытались это объяснить анекдотом про чукчу не читателя, а писателя. Тогда мы задали вопрос Андрею Геласимову:  

– Для вас не странно, что писатели мало читают?

– Нет, дело в бесконечной занятости и кропотливой работе над собственным текстом. Когда пишешь свое произведение и настраиваешь в нем определенную мелодию – чужие звуки могут расстроить твой инструмент. Кто-то не читает из-за лени, а такие, как я, просто дрожат за свою интонацию. В литературе очень много музыкального. Если в синтаксисе писателя нет музыки, значит, он абсолютно глухой. Сюжет и ребенок может рассказать, а вот сделать его музыкальным – сложная задача.

Геласимов не успел договорить, как заиграла музыка – сначала скрипка Вадима Репина, а потом и оркестр «Новая Россия» под руководством Дениса Власенко. Музыкальная программа «Анна Каренина» с фрагментами экранизаций романа погрузила Красную площадь в упоение. После концерта зарядил дождь. Праздника он не испортил: организаторы выдавали дождевики лягушачьего цвета. Веселая картина: перед главной сценой фестиваля сидят люди в одинаковой верхней одежде (словно из одного инкубатора) и наблюдают за спектаклем «Девять писем». В его основу легли «Девять писем с десятым, невернувшимся, и одиннадцатым – полученным» – переписка Марины Цветаевой лета 1922 года с издателем Абрамом Вишняком. Их читают Алиса Гребенщикова и Павел Артемьев, расположившиеся друг напротив друга за столом в несколько метров. Актриса прочла письма с душой, наизусть. Гребенщикова пережила строки, чего нельзя сказать об Артемьеве. Он не поднимал глаз от бумаги: то читал с искусственной нервностью, то с апломбом. Однако это единственный неудача за первый день фестиваля.

– Мало чем горжусь в жизни, но про свою задумку проводить книжный фестиваль именно на Красной площади буду рассказывать внукам, – признается глава Роспечати Михаил Сеславинский. – Только представьте: шезлонг на фоне кремлевских стен или ГУМа, в нем полулежит человек и читает книгу. Я мало знаю мест с такой энергетикой и красотой. Все смешалось на Красной площади: и печальные моменты нашей истории, и радостные. Вот недавно отметили здесь День Победы. А почему бы не праздновать на Красной площади и гуманитарные праздники, такие как День русского языка и день рождения Пушкина.

От Лобного места до Исторического музея разместились подушки, шезлонги, деревянные лавки в форме буквы. Их оккупируют дети, подростки (даже китайцы), мамы с колясками, старики, – все читают на них книги: от художественной литературы до нон-фикшн. По площади разгуливают Пушкины После очередного мастер-класса по рисованию ребятишки довольные бегут в буфет за мороженым или дюшесом. Все это делает фестиваль душевным.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру