Шелкопряды стали участниками Московской международной биеннале молодого искусства

Что еще преподнесёт главная выставка лета

Это лето – время молодых и дерзких. По крайне мере по столичному арт-календарю. Дело в том, что стартует V Московская международная биеннале молодого искусства, в которой участвуют художники со всего мира не старше 35 лет. Она охватит десятки музеев и галерей, а главной площадкой станет Трехгорная мануфактура, где 1 июля откроется Основной проект. Его название – «Глубоко внутри» – определило тему всей биеннале. Засветиться на выставке стремилось более двух тысяч авторов, прошли конкурс 93 художника из 36 стран. Что они для нас подготовили и чего ждать от нынешней биеннале, «МК» узнал у ее комиссара Екатерины Кибовской.

Что еще преподнесёт главная выставка лета
Комиссар V Московской международной биеннале молодого искусства Екатерина Кибовская. Фото: Лиза Мелина

– Так и что там – «Глубоко внутри»?

– Это целый фильм, который надо прийти и посмотреть. Название вставки отсылает к Достоевскому и Толстому с вопросами: «а кто я в этом мире», «что будет со мной, если я улечу куда-нибудь на Марс». Чтобы ответить на них, не надо бежать от себя, а стоит остановиться и копать внутрь себя. Пока не разберешься с собой – не сможешь понять окружающий мир. Не путайте с психоанализом и фрейдистскими толкованиями, идея заключается в банальной мысли – от себя не убежишь.

– Что стало для вас самым неожиданным в работе?

– Для одного проекта понадобились нити шелкопрядов. Начали искать, оказалось, ближе Ставрополя и Узбекистана их не найти. Тогда обратились за помощью в московский зоопарк, вот он нас и выручил с шелкопрядами. Между прочим, после этой истории директор зоопарка Светлана Акулова решила провести исследование и выяснить, как восстановить шелкопрядство в России. А я поняла, что к каждой биеннале присоединяются нестандартные участники: в прошлый раз был попугай (сейчас живет в ГЦСИ), в этом году – шелкопряды.

– Было заявлено, что биеннале отзовется на острые проблемы современности. Какие темы превалирует среди проектов?

– Молодое поколение сегодня зависает у экранов, поэтому многие работы связаны с видео-артом и технологиями. В какой-то степени эта биеннале – утопия. Мы ищем грань между искусственным миром и реальным. Ведь многие люди живут в стенах с фотообоями и никуда не выезжают дальше своего города. Как раз про взаимодействие человека с природой работа немецкого художника Юлиуса фон Бисмарка (дальний родственник канцлера). Сейчас он в Тверской области вместе с жителями создает под открытым небом масштабную инсталляцию, которую покажут на выставке.

– После истории с кирпичами в Манеже на биеннале современного искусства, вы не отсеивали работы, которые неподготовленный зритель может не понять?

– Нет. Выпущены каталоги, тексты для них писали философы, объясняя идеи проекта. Помимо выставочной деятельности, мы проводим образовательную программу, где тоже все подробно объясняется. Впервые разработано мобильное приложение с программой биеннале и картами ее площадок.

– В проекте биеннале 59 выставок; что помимо основного проекта нельзя пропустить?

– Мне кажутся очень актуальными экспозиции наших стратегических партнеров: в ММОМА пройдут «Г И П Е Р С В Я З И», а в ГЦСИ – «Время обоснованных сомнений». Любопытную программу подготовили центры Винзавод, «Фабрика» и ArtPlay. Там молодые люди рефлексируют на вечные темы: кто я в этом мире, насколько социальные сети являются моим зеркалом. Проблемы, которыми задаются художники, волнуют общество на протяжении веков. Только на биеннале мы отвечаем на классические вопросы нестандартными, современными ответами. Это колоссальная ответственность, ведь эти люди думают и работают сегодня, а формируют завтра. Работать с ними еще и комиссаром – просто кайф.

– Как вы стали комиссаром? Говорят, не без помощи брата (Александр Кибовский – глава столичного департамента культуры). Как на самом деле?

– Всегда удобно, чей-то успех оправдывать связями. Я работаю с 15 лет. Среди моих достижений: «АртКвартал», многие образовательные и культурные проекты в Парке Горького. Все они были реализованы вне контекста моего брата и столичного департамента культуры. У его экс-главы Сергея Капкова я вообще работала заместителем. Так что судите по работе: вот откроется биеннале, и сделаете вывод.

– Сложно команде было работать с пространством? Ведь оно само по себе очень фактурное, это не белые стены галереи.

– Молодой архитектор Сергей Неботов разработал дизайн выставки внутри строения номер 5. Это надо увидеть! Будет много голубой глины и пигмента, вчера мы скупали эти материалы по всей Москве. По-моему, сколько их сконцентрировано на Трехгорной мануфактуре, столько сегодня в Москве нет ни в одном месте.

– Почему сейчас, когда во всю идет импортозамещение, в качестве куратора пригласили британца?

– В названии проекта есть слово «международный», поэтому следовало показать максимально обширную географию талантливых людей. Мы с 9 экспертами долго выбирали человека, который соответствует международному стандарту. Искали талант, а не национальность, и нашли его – это британец Надим Самман. На конкурсе кураторских позиций его концепция оказалась самой сильной. Учитывался и опыт Надима: у него колоссальное знание русской культуры, он работал со многими отечественными художниками, в том числе с Александром Пономаревым, Игорем Макаревичем и Еленой Елагиной. Мне кажется, Надим, который бывал в России раз десять, является русским человеком по духу и интеллекту.

– Какой гонорар у Надима и общий бюджет биеннале?

– Бюджет около 33 миллионов рублей, из них 22 миллиона выделило государство и 11 миллионов – спонсоры. Надим получает 10 тысяч евро. Мы им довольны. Главное, что он бережно относится к русской культуре. Доказательством этого служит и то, что он выбрал 17 отечественных художников.

– Из них два мужчины и 15 женщин. Выходит, что у российского молодого современного искусства женское лицо?

– Так получилось. Мы выбирали художников по их работам, а не по полу, возрасту или лицу. Зато в общем проекте количество мужчин и женщин равное с разницей в одного человека. Биеннале – это живая история, нисколько не выдуманная. Мы тут, как на передовой, понимаем, что боремся за интересы многих. Творческим людям сегодня нужен именно такой проект, поскольку другого канала для самореализации просто нет, особенно у молодых. При этом в нашем проекте нет дилетантов, все молодые, но профессионалы. Да, кто-то без образования и не умеет крепить балки. Ничего страшного, мы здесь их этому научим.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27139 от 1 июля 2016

Заголовок в газете: Участниками выставки стали шелкопряды

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру