Кинофестиваль «Окно в Европу» заполонили непрофессионалы

Банкиры играют сантехников

На проходящий в Выборге XXIV фестиваль российского кино «Окно в Европу» съехались десятки дилетантов. Российское кино, судя по всему, снимать может кто угодно. Были бы деньги и амбиции.

Банкиры играют сантехников
Дмитрий Певцов с сыном Елисеем. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Окно в Европу"

Каждый конкурсный просмотр оставляет все меньше иллюзий. Возникает вопрос: кто все эти люди, снимающие кино? Какой-то сонм юных и не очень юных дев, плохо владеющих профессией. «Второе счастье, или Кино за 40 часов» Кати Райской — апофеоз дилетантизма. Фильм отбрасывает в лихие 90-е — казалось бы, в безвозвратно ушедшие времена кооперативного кино. Представлять фильм вышла толпа непрофессиональных артистов с флагами. Они специально приехали из Петербурга на электричке. Режиссер появилась в платье с изображением Петропавловского собора, а на пресс-конференции — с шипами на груди. После премьеры народ бурно гулял в ресторане до 6 утра с нунчаками, получив травмы. Приехали стололазы, а проще халявщики, из Петербурга, прослышав про банкет. Катя Райская — телевизионный режиссер, делает шоу, ведет школу разумной стервозности, обучая женщин грамотно общаться с мужчинами, и намерена снимать серьезный проект с Натальей Андрейченко. А пока собрала непрофессионалов — бизнесмена, приехавшего на площадку со словами: «У меня 15 минут до переговоров. Снимай!», банкира, мечтающего о роли сантехника. Попутно богатые люди вносили деньги на кино. Снимались депутаты, советник президента, певец, президент Всемирной академии доброты, чемпион мира по боксу Нина Абросова, профессиональный артист Борис Смолкин, за плечами которого богатая фильмография. Катя Райская — его ученица, так что вопрос, участвовать в проекте или нет, для него не стоял. Он призвал всех: «Прежде чем что-то написать, посмотри, как красив лист чистой бумаги». Как его самого угораздило попасть в этот проект? «Если бы я всякий раз задумывался об этом, то давно бы сошел с ума», — ответил «МК» Борис Смолкин.

А начался фестиваль с открытия выставки Музея-мастерской Людмилы Гурченко. Муж покойной актрисы, ставшей символом нынешнего киносмотра, Сергей Сенин обратился к собравшимся: «Проходите, трогайте, щупайте!». «Окно в Европу» отличается от других фестивалей вовлеченностью во все мероприятия зрителей. На выставку Гурченко они пришли шумной толпой, примеряли боа и головной убор из перьев, трогали костюмы актрисы. Даже страшно стало за коллекцию. А потом началось шествие горожан и кинематографистов по улицам Выборга. По ходу движения процессия обрастала новыми попутчиками. Эта изюминка «Окна в Европу» производит на неофитов сильное впечатление.

Председатель жюри игрового конкурса - кинорежиссер Сергей Урсуляк. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Окно в Европу"

Начались показы с фильма «Жили-были мы» Анны Чернаковой, который вошел в конкурс «Игровое кино. Осенние премьеры». Поставлен он по повести «Хрустальный ключ, или Скарафаджо» Анны Чернаковой и Александра Адабашьяна — сценариста и художника картины, а также исполнителя небольшой роли. Родители шестилетней героини Маруси поссорились. Мама ушла из дома в неизвестном направлении, и девочка ждет ее возвращения, придумывает на ходу истории, уводящие аж в XVI век. Актеры соглашались поработать, стоило им только услышать слово «сказка». Дальше разговор шел не о деньгах, а исключительно о творчестве. Сказочность создавалась не за счет компьютерных технологий, а непосредственно на площадке, как в старые добрые времена. Актера Владимира Ильина обучали искусству золочения, для чего пригласили настоящего позолотчика. Оператор Владимир Климов вспомнил фильм «Илья Муромец» Александра Птушко, когда Голливуд и наше кино стояли паритетно на уровне комбинированных съемок, и решил уйти от компьютерного мира.

Художественное решение, по словам Александра Адабашьяна, родилось от нищеты. «Даже если бы на нас посыпались миллиарды, осуществить задуманное было бы нереально. Как очистить Петербург от скверны XIX–XX веков? Мы могли бы в 3D воссоздать город петровской поры, но это перекосило бы историю». Поэтому все условно: Петр I вешает на грудь мальчика медаль с надписью «Спартакиада». Свое представление о прошлом юная героиня составляет из того, что черпает из современной жизни. Актер Михаил Жигалов вспомнил о своих племянницах, попытавшихся восстановить родословное древо. Оказалось, что дальше второго-третьего поколения дело не идет. А тут дети задумываются о том, что у их дедушки тоже был дедушка. Одну из ролей сыграл Дмитрий Певцов, чей небольшой концерт предварял показ и утомил многих зрителей. Не обладая мощными вокальными данными, он любит петь, смело принимая облик Вертинского и Высоцкого, а на экране мимикрирует в Джонни Деппа из фильма «Алиса в стране чудес». Хотя на поверку герой Певцова окажется мелким жуликом, угнавшим машину.

Можно сколько угодно винить всех и вся в том, что детскому кино нет в прокате хода, но кто пойдет смотреть такой невнятный фильм, в котором и взрослому-то не разобраться, не то что ребенку. Вот половина зала и ушла. А режиссеру «ни на секунду не стыдно за свою работу».

Алексей Пиманов, Андреа Прети и Ольга Погодина.

«Любовь прет-а-порте» итальянского режиссера Макса Нардари открыла конкурс «Копродукция. Окно в мир». Представляли ее продюсер Алексей Пиманов, его жена — актриса и тоже продюсер Ольга Погодина — и итальянский актер Андреа Прети, лицо Dolce&Gabbana. Его герой, для того чтобы найти работу в модной индустрии, привирает по поводу своей сексуальной ориентации, а потом встретит девушку из России. «Мода не вызывала у меня энтузиазма, и я отправился в Америку, чтобы изучать актерское мастерство и режиссуру. Возможно, что и я когда-нибудь женюсь на русской. Ваши женщины умные и красивые», — сказал Андреа «МК».

«Это хулиганство с нашей стороны, авантюра, — считает Ольга Погодина. — Продюсер Пьетро Инноченци, работавший на всех фильмах с Челентано, предложил нам поучаствовать в этом проекте. Я человек абсолютно ненормальный. В силу моего хулиганства мы и втянулись в эту историю. Когда мир на грани мировой войны, то самое время создавать такие фильмы. Не обошли мы и тему гомосексуализма, и не боимся об этом говорить с юмором. Он же распространен среди животных, инфузорий-туфелек и птиц. Все артисты, сыгравшие гомосексуалистов, — натуралы. У всех есть жены, по четверо детей. Существует понятие «отложенный успех». Мне 39 лет, и я всегда называю вещи своими именами. Вам могут сказать, что вы сняли полное г… А через 10 лет можно услышать другое мнение. Отложенный успех в нашей стране — национальная черта. Наша картина сыграна на итальянском языке, потом уже дублирована на русский. Мы с Ларисой Удовиченко говорим на итальянском языке. За три года работы в Италии я его выучила и открыла там свою студию».

Сняв чудовищное кино с итальянской группой, Алексей Пиманов работает над фильмом про Крым, а Ольга Погодина продюсирует фильм о танкистах. Выборгским сеансам предшествуют кадры из фильма «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна с участием Гурченко и Янковского. Они — недосягаемая высота для всех тех, чьи опусы мы с муками смотрим в Выборге. И все это, по мнению экспертов, — результат неумелой политики в области кино.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27172 от 9 августа 2016

Заголовок в газете: Банкир сыграл сантехника

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру