В Петербурге открылась выставка, посвященная Юлиану Семенову

Многие экспонаты широкий зритель сможет увидеть впервые

Президентская библиотека имени Бориса Ельцина на Сенатской площади принимает выставку, посвященную журналисту, писателю, сценаристу Юлиану Семенову.

Многие экспонаты широкий зритель сможет увидеть впервые
Юлиан Семенов

На открытие выставки пришли люди самые разные: от представителей городских властей и начальника регионального ГУ МВД Сергея Умнова до дочери писателя Ольги. И все сочли своим долгом не только сделать комплименты таланту Семенова, но и огласить ряд глубоко личных воспоминаний. Например, генерал-лейтенант Умнов заметил, что нынешний глава МВД России Владимир Колокольцев даже снимался однажды в эпизоде одной из картин по сценарию Семенова. Теплое отношение силовиков к Семенову уже мифологизировано, однако ряд экспонатов для выставки предоставил в том числе и архив ФСБ, подтвердили «МК» организаторы. Свои поздравления передавали Никита Михалков, управляющий делами президента Александр Колпаков.

Сама выставка занимает всего два зала, но в них уместилась личность, как любят говорить арт-критики, ренессансного масштаба. Готовилась экспозиция около года. Значительную часть экспонатов предоставил Культурный фонд Юлиана Семенова, остальные – собраны по киностудиям, как редкие ныне плакаты фильмов, по информационным агентствам (например, обаятельная фотография, где Семенов и Эрнест Хэмингуэй, два улыбчивых, бородатых писателя сняты вместе, хранится в МИА «Россия сегодня»). Машинная рукопись с замечаниями научного сотрудника Института марксизма ЦК КПСС к роману «Пароль не нужен» (и, судя по всему, научны сотрудник был виртуозом по части и истории – замечания предельно конкретные). С экранов в первом зале смотрит красавец Вячеслав Тихонов во всенародно любимой роли Штирлица, вокруг – плакаты: «Майор Вихрь», «Петровка, 38», «ТАСС уполномочен заявить…», «Противостояние». Во втормо зале – личные вещи, удостоверения, визы, отметки о перелетах во все части света. Семенов жил и работал, кажется, в другом измерении времени, которое сегодня принято демонизировать. Был автором ряда крупных изданий, публиковал книги, стал выдающимся сценаристом, одним из первых предпринял серьезные шаги по возвращению российских утраченных сокровищ и поднял вопрос о янтарной комнате. Всего этого не объять даже хорошо продуманной выставкой – эту работу должна проделать народная память. Как верно заметили современники, многогранное творчество Семенова ушло в народ, минуя кордоны критики и цензуры.

Есть легкая ирония в том, что выставка к 85-летию Семенова открылась ровно в день 64-летия Владимира Путина, о чем в ходе открытия тоже вспомнили. Семенова окружили плотной музейной аурой: витрины, через которые не прикоснуться к реликвиям, даже сам вход на выставку – только по предварительной записи. Такая музеификация не расстраивает только потому, что сомнений в наследии Семенова нет – оно и без музеев вечно.