"Над Бабьим Яром памятников нет": мировая премьера оперы-оратории

В 75-ую годовщину трагедии, свершившейся в овраге на окраине Киева, всему миру известному как Бабий Яр, состоится сценическая премьера оперы-оратории «Бабий Яр» Давида Кривицкого. Премьера пройдет 27 октября в Концертном зале имени Рахманинова - так называемой Филармонии-2 в Олимпийской деревне.

"Над Бабьим Яром памятников нет": мировая премьера оперы-оратории
Давид Кривицкий

«Бабий Яр», сочинение выдающегося российского композитора Давида Кривицкого, написанное им в 90-е годы прошлого века, прозвучало лишь однажды – в концертном исполнении 26 апреля 1995 года на мемориальном вечере, посвященном Памяти катастрофы и героизма еврейского народа во Второй мировой войне.

Обращение Кривицкого к теме «Бабьего яра» не случайно: в 1945 году он, будучи 8-летним учащимся киевской Специальной музыкальной школы побывал на месте одного из самых страшных преступлений нацизма против человечности. И описал это событие: «1945 год. Нас, малышей, поступивших в первый класс города Киева, смотрящих на жизнь “с улыбкой на устах”, повезли на первую в нашей жизни групповую экскурсию. Киев был в развалинах и, обгоняя трамвай, мы ехали мимо “Золотых ворот” по улице Мельникова. Машина остановилась. Ведущий объявил: “А сейчас, дети, вы увидите “Бабий яр”… Подойдя к нему, я взял в руку щепотку земли… Это была жирная земля, перемешанная с костями, кровью погибших…»

Сильнейшее детское потрясение не оставляло композитора всю жизнь. Тема трагедии Бабьего яра - 150 тысяч евреев были расстреляны нацистами в сентябре 1941 года - не особенно популяризировалась в советские времена. Неслучайно поэтому Евтушенко написал свои горькие строки:

«Над Бабьим Яром памятников нет. Крутой обрыв, как грубое надгробье. Мне страшно. Мне сегодня столько лет, как самому еврейскому народу».

Лишь в 90-е завеса недоговоренности приоткрылась над этой страницей истории. Кривицкий написал свое монументальное сочинение для двух хоров (мужского и детского), трех солистов, симфонического оркестра и чтеца. В основу сочинения легли: текст повести «Бабий яр» А. Кузнецова, стихи А. Ахматовой, И. Бродского, П. Элюара, документальные материалы Нюрнбергского процесса. Композитор, ставший сам создателем либретто, включил фразы, звучащие на русском, английском, немецком, украинском языках, а также слова еврейских песен и молитв на идише и иврите.

В Филармонии-2 оперу исполнят Симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Владислава Лаврика, целых три хора - Ансамбля песни и пляски имени Александрова, детский хор «Пионерия» и Тульский государственный хор. Чтец – Олег Гончаров. Сольные партии исполнят солистка «Новой оперы Анастасия Белукова, солист Большого театра Сергей Радченко (тенор) и солист МАМТ имени К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Роман Улыбин. Режиссер-постановщик - победитель международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» Андрей Цветков-Толбин, художественный руководитель проекта – Александр Соловьёв

Музыка оперы не вгоняет слушателя в депрессию. Напротив, динамичные контрасты, романтический строй партитуры, ее экспрессия порождают ощущение эмоционального подъема. Это спектакль не о смерти, а о любви и мужестве.

Жаль, что автор не дожил до этого дня: Давид Кривицкий, автор 2000 (!!!) сочинений, среди которых оперы, балеты, симфонии, театральная и киномузыка, ушел из жизни в 2010 году. Сегодня его музыка возвращается к нам, неся важнейший культурно-исторический месседж, выраженный словами французского поэта Поля Элюара: «Если заглохнет эхо их голосов, мы погибнем…»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру