Проблема доступной среды — острая, несмотря на то, что на дворе дХХI век. Это нечто новое для музейной сферы, но в то же время проект соотносится с программой «Доступный музей», которая проходит в Пушкинском с сентября 2016 года. Не секрет, что люди с ограниченными возможностями зачастую воспринимают и окружающий мир, и искусство более тонко, поэтому для них особенно важно создать необходимые условия для взаимодействия с прекрасным.
– Это новый опыт, хотя одновременно и продолжение опыта, который мы пытаемся черпать из жизни. Два года назад мы осознали необходимость открыть двери музея для всех людей, которым сложно приходить сюда по разным причинам. Мы ощутили в себе потребность видеть этих людей каждый день, – говорит Марина Лошак, директор ГМИИ им. Пушкина. – Все люди, которые столкнулись с теми или иными физическими проблемами, питают нас и нашу аудиторию своим собственным опытом, дают нам возможность расти эмоционально. Впереди у нас целая неделя положительных впечатлений.
Программа фестиваля чрезвычайно насыщенная, каждый день рассчитан буквально по минутам. Здесь и спектакли, и Круглые столы, и экскурсии по постоянной экспозиции Главного здания, и мастер-классы по жестовому языку и даже кинопоказ документального фильма «Представь себе», повествующего об историях незрячих людей на фоне шедевров мировой живописи. Проведение каждого мероприятия организовано с учетом специфики взаимодействия с разными категориями посетителей.
– Огромную роль для организации фестиваля сыграли те методические наработки и открытия, которые были сделаны Ольгой Морозовой и Марией Дрезниной, которые являются сотрудниками Отдела эстетического воспитания детей и юношества. Они проведут несколько интересных мастер-классов, – замечает куратор «Инклюзивного фестиваля» Евгения Киселева. – Сегодня у нас открывается научно-практическая конференция «Доступный музей», которая посвящена формированию дружелюбной среды в современном музее.
Пройдет социально-художественная акция «Земля, на которой мы живем»: родителям и детям будет предложено нарисовать на листке свой кусочек земли и все, что каждому человеку на ней дорого. Интересный может получиться психологический анализ. Итогом станет большое панно и, конечно же, объединение людей разных национальностей, социального положения, возраста и профессий: как говорится, все мы близкие люди. Цель проекта – сконцентрировать внимание людей на злободневной теме существования человека на земле, его основных ценностях, его настоящем и будущем, а также помочь детям стать ближе к миру взрослых, не переступая его грани – в конце концов, каждый ребенок в своих искренних незатейливых мечтах хочет быть «Большим человеком».
В день открытия фестиваля, 25 сентября, Центр творческих проектов «Инклюзион» представил свой новый спектакль о рождении живописи «Живые картины». В нем слепоглухие актеры при помощи пластики танца передают появление 7 великих полотен.
– Проект под рабочим названием «Живые картины» является инклюзивным спектаклем о восприятии живописи людьми, которые по-разному видят мир. Это новая форма, на которую нас вдохновил вопрос: «А зачем слепому человеку нужна живопись?». Я очень рада Пушкинскому музею за открытость миру, этот шаг должен послужить толчком и для других музеев по всей России, – заявляет Виктория Авдеева, креативный директор «Инклюзион». – Спектакль «Живые картины» основан на пластике тела и на живописной анимации. Постановщики спектакля и сами актеры исследуют восприятие живописи не только через визуальные каналы, которые закрыты для слепоглухих людей, но и через тело, творческий и культурный опыт.
Если речь заходит об искусстве, всегда вспоминается что-то особенное, «не от мира сего». Это не хорошо и не плохо, это естественно. Великие полотна создавались гениями, которые в обыденной жизни, в быту разительно отличались от общей массы, их не умели понять по причине их непохожести, «выделяемости» из толпы. Люди с физическими отклонениями тоже имеют своего рода непохожесть, но они способны чувствовать и видеть то, по чему другие пробегут взглядом и не придадут этому значения, а как раз в этом суть. Поэтому такие шаги по привлечению в музеи аудитории с различными особенностями делать необходимо, и если это не самый критичный вопрос культуры, то точно насущный.
Каждое посещение фестиваля бесплатное, по входному билету в Музей и онлайн регистрации.