В театре МОСТ появилась своя "Поминальная молитва"

Георгий Долмазян поставил спектакль о гонениях на евреев

Русские, украинцы, евреи — жили вместе, а умирать ходили каждый на свое кладбище. Это не хроника сегодняшних новостей — начало известной пьесы Горина "Поминальная молитва", написанной в 1989 году, и рассказывающей о событиях, происходивших в царской, дореволюционной России. Классика на то и является классикой, что не теряет актуальности никогда - но даже горько, что работать режиссеру Долмазяну приходится не на территории памяти — жизни. Вот и сегодня: 2017-ый, годовщина Октябрьской революции, и совершенно очевидно, что в театре неслучайно снова обращаются к острой проблеме "своих-чужих", а также поиску ответа на извечный вопрос — "против кого дружите".

Георгий Долмазян поставил спектакль о гонениях на евреев
Фото: Театр МОСТ.

Так уж устроено человеческое сознание, что живет с оглядкой на то, как было - не избежать сравнений с гениальным ленкомовским спектаклем Марка Захарова с Евгением Леоновым, Александром Абдуловым и Татьяной Пельтцер. По сей день каждая новая постановка "Поминальной молитвы" (а их по стране уже немало) - дело рискованное. А для режиссера Георгия Долмазяна вообще личное: как он признался "МК", со спектакля, увиденного в 1993 году в Ленкоме, началась его большая любовь к театральному искусству - эту пьесу он много лет "носил в себе", пока не решил, что "готов". "Нельзя браться за нее ради афиши, кассы, актеров - только если горишь, по-настоящему горишь...", - уверен режиссер.

Для начала ему было необходимо найти артиста, который смог бы воплотить многогранный образ Тевье-молочника и удержать зрительское внимание с первой до последней сцены спектакля. Таким артистом стал Евгений Никулин. Роль Тевье для него - экзамен на квалификацию, с которым он справляется путем серьезной внутренней работы. Его герой - маленький человек большой души, глава семьи, отец пяти дочерей - попадает в эпицентр начала гонений на евреев. И если поначалу, в первом акте, ошибочно казалось, что нам с сочным еврейским юмором рассказывали историю жителей Анатовки, забавную и суетную - не жизнь, а анекдот, то резкий перелом от комедии к драме происходит за секунду: свадебный смех сменяется трагедийным плачем. Все, как и в жизни, молниеностно меняется. И вот уже на сцену выходит политика, новая власть, новые законы, а соседи-друзья превращаются в твоих же конвоиров.

Перед зрителями разыгрывается драма человеческой жизни, история народа и история одной семьи. Каждый персонаж тут - живое действующее лицо. Невозможно фальшивить, играя "Поминальную молитву", эта пьеса Горина по мотивам текстов Шолом-Алейхема - произведение кристальной огранки, мощнейшее, но ловко вскрывающее непрофессионализм. Из тех сценических материалов, что могут возвеличить режиссера до уровня гения, а могут уничтожить, обнаружив его профессиональную беспомощность - одно неловкое движение, неверно выстроенный свет, безвкусное сценографическое решение или реприза не к месту убили бы спектакль в мановение ока.

Георгий Долмазян, кажется, специально не делает акцентов и не педалирует зрительское внимание на национальных конфликтах, которые сейчас то и дело вспыхивают с новой силой. Режиссер как бы отступает на второй план, обходясь без выпячивания творческого эго - ему хватает вкуса и такта решить все без стилизации, осовременивания и очевидного вписывания в сегодняшний дискурс. Но несмотря на это, даже горинских фраз "в Киеве беспорядки", "...студенты да жиды народ волнуют", "порядок восторжествует тогда, когда будет свобода" достаточно для узнавания и одобрительной зрительской усмешки.

Особенно знакомым кажется самый импульсивный персонаж спектакля студент Перчик. Будущий революционер, убежденный, что "права не дают, права завоевывают" - он решительно готов к любой участи, кроме рабской. Он не просит - требует, чтобы с ним считались, и не боится ни конфликтов, ни открытого сопротивления. Актер Георгий Антонов (в предыдущем спектакле Долмазяна "4 Любы. Оттепель" он здорово играл Юрия Гагарина) порой чересчур, с избытком вкладывает в горинский текст горячечность натуры - и ассоциативно думаешь, сколько таких пылких юношей погибло за идею в царской России и сколько гибнет сейчас.

Супругу молочника Тевье Голду играет заслуженная артистка Людмила Давыдова. Эта женская роль здесь центральная, требующая не только актерской выдержки и долгого дыхания, но и пластичности - работать приходится как на комедийном, так и на драматическом поле. Поистине самой эмоционально-яркой и трогательной сценой становится монолог Голды перед смертью: то, как она незримо поддерживает дочь Цейтл (Наталья Дедейко), которая рожает, то, как говорит с ней, как обращается в пустоту, одна в затемненном пространстве - кажется, не было зрителей, не расчувствовавшихся до слез. Рождение и смерть здесь соседствуют, око за око... Актрисе Давыдовой приходится играть на максимальном нерве, эмоционально выстраивая сцену так, что зал замирает, забывая дышать. И когда она, вскинув руки, словно большая белая птица, замирает - гаснет свет, символизируя смерть. Но смерти здесь нет, потому в финальной сцене снова появится Голда, незримая для всех: память носит в себе тех, кто однажды ушел.

Так драма об общечеловеческом несчастье, когда один не в состоянии противостоять общественному, а частное перемалывается историческим, превращается в очень живую и человечную историю одной семьи, которая становится выше социально-классовой дифференциации, национальных и религиозных предрассудков.

В открытом финале, который мог бы стать грустной нотой, появляется Менахем-Мендел (блистательная и тонкая работа Фамиля Велиева) с матерью, и все завершается всеобщим весельем - когда даже слез не осталось, на помощь приходит смех. Так и сегодня, в год столетия Октябрьской революции, остается всё также - хорошо там, где нас нет, но всегда можно посмеяться, даже когда становится плохо.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру