Тяжелый выбор Алсу: то ли Баста, то ли Фонси

Как артисты ловили новую волну вдохновения

Тридцатиградусная жара, заносчивые звездные амбиции и сливки столичного общества... То на одном поп-фестивале те же лица разыгрывают примерно те же сцены, то на другом — тусовка из привычных ретропосиделок с минкультовским душком замахнулась вдруг на движуху, где скачут рэперы и творятся всякие модные бесчинства. Все стало одинаковым, дежурным миксом мейнстрима и модных трендов, иногда крайне натужно выглядящим. В этой ситуации остро требуются фокусы — если не революционные, то хотя бы яркие, запоминающиеся и особенные.

Как артисты ловили новую волну вдохновения
Алсу и Баста.

Время от времени происходящее в эти дни на российской Ривьере дотаточно бодренько сверкало и переливалось звуками и красками. Филипп Киркоров продолжил заявленную еще накануне майского «Евровидения-2018» в Лиссабоне перверсию из короля эстрады в короля диско а-ля рюс, от чего уже который месяц икается Шер. Потому что он, Филипп, называет себя теперь местной Шер, объясняя, что и та в свои 50 вдруг решила омолодиться не только под ножом пластического хирурга (тут на сравнения с блистательной американской дивой Киркоров пока не претендует), но и музыкально, когда она еще в прошлом веке взорвала мировые хит-парады неожиданным для ее реноме поп-танцевальным боевиком Believe. Локальную шумиху с синим цветом своего настроения «реновированный» поп-диско-король меряет теперь именно этим ранжиром, и подобное сравнение местами, конечно, не лишено мотивационно-логической подоплеки.

Филипп Киркоров.

Серебряный наряд ковбоя-нувориша, покатушки на пневмолифте, оглушающие фейерверки, женщины-киборги, стреляющие искрами из бюстгальтеров, сам король, стреляющий теми же искрами, но уже из «волшебных» каблуков… Филипп, конечно, никогда не выглядел серой мышью, но теперь смесь Болливуда и рублевского карнавала приобретает даже не гипертрофированные, а болезненно-маниакальные формы.

Впрочем, у любителей спецэффектов никаких сомнений в том, что они не напрасно заглянули на «синий» огонек, в массе своей не возникало. На пресс-конференции поп-стар усугубил эффект заявлением, что одним цветом свое актуальное настроение уже не ограничивает и оно у него теперь скорее радужное. Заявление не без вызова, особенно во времена, когда всюду ищут подвохи и всяческую срамную пропаганду.

На фоне череды героев и трибьютных концертов (Леонид Агутин, Владимир Пресняков-мл., «А-Студио», Ирина Аллегрова) выделялась своего рода особенная роль Басты как самого, пожалуй, актуального артиста из линейки «эксклюзивов». Помимо размашистого гига на открытой площадке хип-хоп-гуру представил более чем неожиданную коллаборацию с Алсу. Для самого Басты неожиданного в этом ничего не было: артиста женщинами не испугаешь, он уже записывался и с «Городом 312», и с Дианой Арбениной. Но для Алсу, которую стали уже подзабывать, подобный альянс выглядел не только сюрпризом, но и отчаянной революцией. Эстрадная дива, все глубже зачем-то погружавшаяся, несмотря на красоту, стильность, манеру, вокальные данные и прочие достоинства, в вязкую тину дряхлеющей ретроэстрады, вдруг решила прокатиться на крутой хип-хоп-тачке и таким образом напомнить всем о временах, когда она была модной штучкой и весьма убедительно интересовалась молодежной музыкой. Назвать совместное творение Басты и Алсу монументальным хитом, наверное, трудновато, но певица явно получала удовольствие от подобных новелл в своей жизни. Дальше — больше: Алсу замахнулась на дуэт с «мистером Desposito» Луисом Фонси. Вместе они исполнили Echame la Culpa, которая, конечно, вряд ли соберет 5 миллиардов просмотров в мире, как заглавный и единственный хит пуэрториканца. На вопрос «МК»: «В чем секрет мирового хита?» — г-н Фонси ответил на удивление вяло и банально: «Тяжелый труд и удача». А то этого никто не знал! Станет ли удачей коллаборация Алсу и Луиса — одна из самых, пожалуй, интересных загадок этих дней.

Луис Фонси и Алсу.

По традиции обнаружилось явное противоречие между весьма привычными, если не сказать — патриархальными ожиданиями публики и намерением организаторов соответствовать последней моде. Те же Баста, Feduk, Maruv круто выглядели и лихо выступали, но свою настоящую любовь публика дарила по-прежнему Николаю Баскову, Диме Билану, Кристине Орбакайте, Леониду Агутину, Анжелике Варум и другим представителям эстрадного истеблишмента.

Feduk.

■ ■ ■

Тем не менее публика, более склонная к музыкальным страстям неформального характера, значительная часть которой порой даже не знает уже имен иных «системообразующих» деятелей эстрадного и поп-мейнстрима, бурлящей толпой принимала на отдельном от главной сцены опен-эйре того же Басту и его протеже Matrang'a, жаждя своих танцев и хип-хопа. Другая вселенная!

Василий Вакуленко, он же Баста, не только режет правду-матку со сцены, но и зарекомендовал себя как расчетливый музыкальный капиталист. На его лейбле записываются множество артистов, среди которых весьма успешны T-Fest, Скриптонит и тот самый Matrang, вокруг которого в этом сезоне столько страстей. Записывать уроженца Владикавказа Алана Хадзарагова (Matrang) в музыкальные сенсации могут, наверное, лишь самые верные его поклонники, однако среди коллег по хаус-рэпу, модному гибридному стилю, 23-летний артист — один из самых заметных.

У хаус-рэпа сложилась репутация музыки весьма нехитрой, насквозь вторичной и очень коммерческой. Однако школьников это не пугает, на что намекает явно гипертрофированный успех Элджея, Feduk, HammAli & Navai и других. Но песни Matrang’a чуть сложнее и более абстрактны, чем пулеметная читка про секс, наркотики и хип-хоп в исполнении многих коллег.

Несмотря на все успехи и миллионы просмотров, Matrang как концертная величина пока еще клубный артист, и три тысячи человек казались слишком большой толпой для такого музыкального повода. Но артист взялся за дело очень бодро, и через пару треков народ пришел в движение. Нужно признать, что если в записях есть своя экзотика и шарм, то живой концерт выглядит пока сыровато, однако, когда пусть и не самый опытный музыкант изо всех сил хочет заключить в объятия всех и каждого, сразу появляется обратная связь. Сет рэп-штурмовика был недолгим, но правильно выстроенным, все, что нужно, прозвучало, а «Медуза» и «От Луны до Марса» — даже по два раза. В финале публика была уже достаточно разогрета для выхода Басты.

Баста, он же Ноггано, он же N1NT3ND0, сумел стать большой звездой, но при этом остаться человеком-загадкой. Сколько бы ни пытались критики разложить его доктрину по полочкам, но ясности эти попытки не добавляют. Как у него получилось? Он не то чтобы рэпер, при этом и не рокер, хотя на сцене есть и гитары, и барабаны. Наверное, так бы звучал «ЧайФ» эпохи 2.0. Кроме этого, Баста с удовольствием исследует территорию между Шевчуком и Лепсом, но в стихах в отличие от последнего далеко не всегда преуспевает. С технической точки зрения читает г-н Вакуленко далеко не на «пятерку», а шутки в ходе концерта отпускает весьма специфические. Внешне напоминает боксера в отставке или физрука не лучшей школы, причем вне зависимости от того, как он одет. Но из всех этих «не очень» каким-то удивительным образом собирается настоящая концертная бомба, от которой просто нет спасения.

Он собирает и десять, и пятнадцать тысяч человек, поэтому три тысячи поклонников, наверное, являются для хип-хоп-босса чем-то вроде забавы на вечер. Но даже когда на относительно небольшом выступлении трудно найти хотя бы одного равнодушного или скучающего человека, можно сделать вывод, что г-н Вакуленко знает какой-то подход к людям. Как и к организаторам его выступлений. «Райдер вменяемый, и человек не пафосный», — подвели итог вечера за кулисами после того, как отдавший пару литров пота артист плюхнулся на сиденье огромного «Мерседеса» и исчез в ночи. Через пару часов он должен быть в аэропорту: график расписан до конца следующего года. Что является тоже достаточно весомым отличительным фактором на фоне многих фестивальных штучек с ручками…

Сочи.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру