Ирину Дубцову и Полину Гагарину подружили с андеграундом

Фестиваль PROдвижение сделал авангард новым трендом

В Европе и Америке уже давно не принято делиться по музыкальным лагерям, ориентируясь на жанр, в котором работает артист. Главное определение — качественная музыка, а уж в каком стиле она сыграна — поп, рок, рэп или электроника, — совершенно не важно. Самые разные исполнители прекрасно уживаются на одной сцене, делают дуэты. Пример из уже далекого прошлого — Фредди Меркьюри и Монтсеррат Кабалье, позже — Мик Джаггер и Ленни Кравиц, Эминем и Dido, из совсем недавних и контрастных — Леди Гага и Metallica. В России подобные тандемы скорее пока из разряда диковинок. Но, кажется, пресловутая пропасть между поп‑ и альтернативной музыкой начинает затягиваться, как рана. В одном из центральных московских парков прошел большой концерт, который завершали своими сетами звезды эстрады — Ирина Дубцова, Полина Гагарина, «Градусы», а открывали герои совсем из другого (по российским «понятиям») мира.

Фестиваль PROдвижение сделал авангард новым трендом
"Сахарный человек"

Это были молодые команды, играющие музыку разных альтернативных эстраде жанров, победители фестиваля PROдвижение. 16 групп из сотен, подавших заявки, прошли на открытое прослушивание, где уже экспертный совет (куда в этом году пригласили и «ЗД») отбирал несколько победителей для большого концерта. Состав получился неожиданный и разношерстный. Всех музыкантов мы слушали в один день, а потом чуть не подрались во время двухчасового обсуждения, кто достоин стать лучшим. Сеты финалистов напомнили путешествие по музыкальным эпохам, хотя все они органично интегрируются в контекст времени.

«Сахарный человек» — обаятельные парни в стиле хиппи, сразу заставляющие вспомнить рассказы про «лето любви‑1969» со всеми его прелестями. Из музыкальных маяков — Джимми Хендрикс, Jefferson Airplane, Grateful Dead. Несмотря на реверансы в сторону прошлого, в сочетании с русскоязычными запоминающимися текстами их эйсид/психоделик-рок, как они его называют, звучит вполне актуально. Цепляет и то, что не только вокалист Дмитрий Зерцалов, как это часто бывает, отдувается за всю группу, но каждый участник максимально раскрывается на площадке. Девушек, например, особенно очаровывает солирующий на губной гармошке Олег Гурин. Клавишник Иван Луговой, гитарист и бас-гитарист Александр Кусов и Иван Чиненный, барабанщик Евгений Крецу — персонажи не менее колоритные и в хорошем смысле слова «мультяшные». Cудя по тому, что Дима и Олег легко и не задумываясь могут ответить на вопрос «чем вы отличаетесь от других?», команда нашла свою траекторию движения и уверенно следует ей:

- Мы как единый организм, и губная гармошка занимает в группе ровно такое же место, как электрогитара. К тому же сегодня не часто встретишь музыкантов, которые записываются на пленку одним дублем — от и до, без возможности что-то исправить: как сыграли, так и будет звучать. Это делается специально, внутренне собирает и позволяет передать живую энергетику. Проблема многих артистов в том, что они прекрасно звучат в записи, где всегда можно что-то «подтянуть», подкорректировать, и теряются на сцене. Нам важно звучать хорошо всегда — и на площадке, и на альбоме. Кроме того, сочетание психоделической гитарной музыки с русскими текстами — тоже явление редкое.

- Я заметила, на отборочном вы были единственной группой, которая слушала всех других участников…

- Конечно, нам было любопытно! Возможно, мы бы не услышали где-то еще многих ребят. Очень любопытно построены аранжировки у Malой (11-летняя певица с голосом взрослой панк-рокерши, которая выступала дуэтом с «Тараканами!», Louna, в этом году стала участницей «Нашествия». — Н.М.). Было интересно, что говорило жюри другим музыкантам, как они реагировали, ну и, конечно, непредвзятое мнение о нас от людей с опытом очень ценно.

- Есть ли у вас идеи, как продвигаться дальше и что сегодня работает?

- Работает, как нам кажется, не навязчивая реклама, а сарафанное радио. Невозможно пообщаться лично с каждым, но можно объединить аудиторию вокруг себя, чтобы у людей после нашего концерта осталось ощущение праздника, они рассказывали бы о нас другим слушателям. Мы собрались в 2009 году, и с тех пор вокруг нас сформировалось целое содружество. Музыка действительно объединяет и дает возможность строить свою жизнь на основе каких-то добрых начал.

«Театр одного вахтера» — явление вообще вневременное, которое может родиться, кажется, в любую эпоху и вызвать резонанс. «Слушай, он как Леня Федоров из «АукцЫона» поет». — «Да нет, больше похоже на «7Б», а визуально — на «Би‑2», — спорили зрители. «Делай свою работу, клоун!» — рефреном кричал тем временем в толпу солист и поэт Алексей Самолет, высокий худой человек в темных очках, который как будто пропускает музыку через себя и превращает ее в тексты, поэтически насыщенные, органично сплетенные со звуковыми партиями, но абсолютно самобытные. Пару лет назад, услышав группу, ее пригласил к себе на фестиваль «Гаркундель» Олег Гаркуша. По словам очевидцев, она существует с 2010 года, но показала, что такое «небо и земля», совершив скачок в своем развитии совсем недавно. По словам второго вокалиста, гитариста, саксофониста и губного гармониста по совместительству Василия Колесова, команда не собирается определяться с жанровой ориентацией, и в этом что-то есть:

- Хотя нас с кем-то сравнивают, мы даже не умеем нормально делать каверы — все время получается что-то свое. Наша музыка — винегрет, в песнях есть и элементы джаза, и эмбиент, и рок. На современной сцене существует бешеная конкуренция. Но мы даже не знаем, в каком «лагере» и с кем мы соревнуемся из-за нашей мультистилистичности.

"Театр одного вахтера"

- С какой «вешалки» начался ваш «Театр»?

- Все мы играли в разных группах, менее успешных, а потом собрались, как пазл. У нас очень большой коллектив — сегодня не было клавишника, мы работали с виолончелистами. Периодически кто-то по разным причинам пропадал из группы. Как-то я сам попал в больницу и на полгода выпал из творческой жизни, гитаристом тогда стал наш барабанщик Сава Понедельник. Мы «взаимозаменяемы», и в этом тоже наш плюс. Сейчас мы на подъеме, очень хочется и дальше ловить волну, развиваться.

группа "ЯНЕЯ"

Не обошлось без «гостей из будущего». «ЯНЕЯ» целенаправленно бежит вперед. Если скрестить Muse и Prodigy, представить, что они начали заниматься музыкой на 20 лет позже, получится творчество этой группы. Даже перечень инструментов говорит сам за себя: идеолог команды, солист Тимофей Вязов, играет не только на гитаре, но и на миса китаре — это цифровой MIDI-контроллер и музыкальный инструмент, разработанный в 2011‑м. Вместо струн на ней размещен сенсорный дисплей, и такая гитара будущего при умелом использовании может заменить собой целый оркестр. Юлия Вязова отвечает за лаунчпад, миди-контроллер и световое шоу, Тихон Вязов — за так называемый wobble bass, среднечастотный агрессивный звук. Обрамляет все это безумие барабанщик Алексей Малахов. Стиль назвали роктроникой и отправились покорять публику.

- Возьмем за точку отсчета 2014-й, — рассказывают Тимофей и Юлия, — когда мы решили играть электронику живьем. Это был эксперимент, и мы приняли участие в большом конкурсе, где члены жюри, не задумываясь, дали нам первое место и сказали продолжать в том же духе. Тогда мы без каких-либо сомнений оставили рок-н-ролл в прошлом и пошли по новому пути. Традиция — не совсем наше. Конечно, все так или иначе опираются на корни, но интересно быть в тренде, в теме, изучать новые приемы, приборы, инструменты.

- Вы чувствуете себя комфортнее в клубах или на открытых площадках?

- У нас светятся разными цветами музыкальные инструменты, это важная часть шоу, которую мы физически не можем показать на опен-эйре, но не так давно, например, мы выступали на одной площадке с «Чайфом». Это был стадион, где собралось несколько тысяч человек, и, конечно, когда ты играешь на таком масштабном открытом мероприятии, это совсем другая энергетика. Публика взорвалась, и в этом был свой кайф.

- Что вообще происходит сейчас на музыкальном поле?

- Поднимается новая волна рок-музыки, которая звучит совершенно иначе. Рок уже выходит за пределы исключительно гитарного звучания, за рамки традиций. Мы тоже причисляем себя к этой волне и хотим сделать ее еще больше, выше, не следовать тенденциям, а задавать их.

* * *

Перед выходом на сцену поп-звезд сет PROдвижения завершали победители прошлого года «Квэнди», Miro и Pravada. Уже на Miro у площадки собралось большое количество публики, пришедшей послушать Дубцову и Гагарину. Эти слушатели не пошли за кофе и мороженым, а с интересом слушали рокеров. Надо сказать, сами Ирина и Полина со своими вокальными данными могли бы легко существовать в разных жанрах, и быть рокершами в том числе. В общем-то, Гагарина начинала как джазовая певица и только потом стала поп-звездой. Пути шоу-бизнеса неисповедимы, может быть, в недалеком будущем нас ждут самые неожиданные стилистические «мутации» и коллаборации, а такой концерт — один из первых к этому шагов.

В Москве прошел ежегодный фестиваль молодежной музыки «PROдвижение»

В Москве прошел ежегодный фестиваль молодежной музыки «PROдвижение»

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27789 от 21 сентября 2018

Заголовок в газете: Дубцову и Гагарину «подружили» с андеграундом

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру