В Пушкинском музее воссоздали салон баронессы Эттинген

Публике покажут "Парижские вечера"

24.09.2018 в 19:50, просмотров: 3057

Париж, как известно, город любви, и проявления ее не знают границ. Как польская аристократка Елена Миончинская (в замужестве баронесса Эттинген) стала центром парижской художественной жизни? Как родственный тандем с Сержем Фера смог придать импульс десяткам авангардистов со всего мира? И на что пошла разоренная аристократка, чтобы прокормиться, расскажет, а главное, покажет выставка «Парижские вечера» Баронессы Эттинген в Галерее искусств стран Европы и Америки XIX–XX веков.

В Пушкинском музее воссоздали салон баронессы Эттинген
Амедео Модильяни. Портрет Леопольда Сюрважа. 1917 г.

Чудо ли передать атмосферу бурлящей жизни парижского салона эксцентричной баронессы Эттинген в семи залах выставочной галереи? Определенно, да. Но еще большим удивлением становится для посетителей ощущение интимной вовлеченности в художественный процесс Парижа первой половины XX века.

Ровно как и 100 лет назад, гостей дома на Монпарнасе, посетителей выставки встречает монументальная картина «Свадьба» кисти известного художника наивного искусства Анри Руссо. Его работы, как и дружба с Элен Эттинген и ее двоюродным братом художником Сержем Фера (Сергей Ястребцов), сопровождают весь жизненный путь баронессы. Именно она по состоянию на 1914 год была крупнейшим коллекционером работ Руссо и хранила в своем доме девять полотен живописца.

фото: Иветта Невинная
Анри Руссо. «Муза, вдохновляющая поэта (поэт и муза)». 1909 г.

— Салон баронессы — это «плавильный котел» для художников-авангардистов. Каждый приезжавший в Париж знал, что найдет в ее салоне кров и возможность профессиональной реализации, — рассказывает куратор выставки Алексей Петухов.

фото: Иветта Невинная
Элен Эттинген. Декоративная скатерть и жакет. 1920-е

Тесная дружба с Пабло Пикассо, Анри Матиссом, поэтами Гийомом Аполлинером и Жаном Кокто нашла отражение не только в личном архиве меценатов, но и в творчестве самой Элен и ее ближайшего окружения. Выставка изобилует предметами личной переписки коллекционеров с гениями художественного авангардизма. Баронесса и сама пробовала себя в живописи, поэзии и прозе, имея для каждого из этих случаев отдельный псевдоним, преимущественно мужской — Леонард Пье, Рош Грей и другие.

Анри Руссо. «Свадьба». 1905 г.

Революционные события в России лишили Эттинген и Фера доходов, но пробудили в них неутомимое желание творить. Несколько залов выставки посвящено работам самой баронессы. Расшитые подушки эстетики ар-деко, яркие лоскутные скатерти, перекликающиеся с работами знаменитой современницы Сони Делоне, расписанные вазы, горшки, пиджаки — все это не только воплощенный творческий порыв, но и пример борьбы за финансовое выживание и существование салона.  

фото: Иветта Невинная
Элен Эттинген. Декоративная ширма "Игра в карты". 1920-е

Архивная ценность коллекции видна даже новичку в изобразительном искусстве, но сколько стоит самая дорогая из картин? Узнать коммерческую тайну у куратора выставки Алексея Петухова попытался корреспондент «МК».

фото: Иветта Невинная
Открытка с рисунком от Пабло Пикассо Сержу Фера. 1914

— Раскрывать прямую стоимость мы не можем, но могу вам по секрету сказать, что самая дорогая по архивной и финансовой ценности — это картина Амедео Модильяни, где изображен один из возлюбленных Элен Эттинген Леопольд Сюрваж. Цена исчисляется в сотнях тысяч долларов.

фото: Иветта Невинная
Андре Дерен. Субботний день

Многие предметы выставки были привезены из частной коллекции Альбан и Мадлен Руссо, правопреемников Сержа Фера и баронессы Элен Эттинген. По замечанию Сильви Бюиссон, куратора выставки с французской стороны, «их дом — настоящая пещера Али-бабы». Порядка 15 гигантских коробок с архивами были вскрыты. Из них было инвентаризировано и хронологически структурировано более сотни разнообразных предметов живописи и декора, а также писем, публикаций и фотографий.

фото: Иветта Невинная
Амедео Модильяни. Портрет Элен Эттинген. 1917