История подлинников и подделок Леонардо да Винчи

Кто написал «Спасителя мира»

08.01.2019 в 11:35, просмотров: 4795

Леонардо да Винчи – самый великий, признанный и дорогостоящий художник в мире. Впрочем, о гениальности живописца потомки могут судить лишь по 14 полотнам – ровно столько считается неоспоримыми работами итальянца (не считая набросков и фресок). Но регулярно всплывают «новые» шедевры — например, пресловутый «Спаситель мира». Сколько из вновь открытых картин написаны рукой самого Леонардо?

История подлинников и подделок Леонардо да Винчи
фото: AP
Спаситель мира

Рекордный «Спаситель»

Самая дорогая картина в мире, конечно, «Мона Лиза» – говорят, страховая стоимость главного шедевра Леонардо исчисляется несколькими миллиардами евро. Но Джоконду нельзя купить.

Зато «Спасителя мира» (64,5 на 44,7 см) – картину, приписываемую Леонардо – можно. Ее купили за $450 млн! В 2017-м «Спаситель» стал самой дорогой картиной в истории, за которую заплатили реальные деньги.

Продавец, российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев, такого исхода никак не ожидал. Он-то намеревался вывести на чистую воду арт-дилера Ива Бувье, который некогда продал тому «Спасителя» за $127 млн. Рыболовлев был уверен, что десять лет кряду Бувье втюхивал ему вместо настоящего Ван Гога и Ротко – «фальшак» как максимум или второсортные картины как минимум. Миллиардер заявил, что посредник обманул его миллиард долларов.

Россиянин специально выставил на торги картины, купленные при посредничестве Бувье, чтобы уличить арт-дилера в мошенничестве. Параллельно подал иски в несколько судов разных стран, включая Монако, США и Сингапур. Многие работы действительно ушли дешевле сумм, за которые Рыболовлев покупал их у Бувье. Однако выставленная на торги Christie’s картина «Спаситель мира» спутала все карты: федеральный суд Нью-Йорка закрыл дело по иску Рыболовлева к Бувье, зато продажа принесла предпринимателю миллионы.

Говорят, купил полотно наследный принц Мухаммед ибн Салман. Однако официальное заявление посольства Саудовской Аравии в Вашингтоне гласит: «Произведение искусства было приобретено Департаментом культуры и туризма Абу-Даби для показа в Лувре Абу-Даби в Объединенных Арабских Эмиратах».

Строительство музея на острове Саадият началось в 2007 году и обошлось в 600 млн. евро. По соседству с восточным Лувром построили филиалы музея Соломона Гуггенхайма, Национального музей шейха Зайеда, фешенебельные отели и курорты. Открытие Лувра – Абу-Даби откладывалось несколько раз, но все же случилось 11 ноября 2017-го.

«Спаситель», очевидно, должен был стать жемчужиной экспозиции и привлечь состоятельных туристов на остров счастья (так переводится его название). Однако картину так и не выставили в музее. Сначала заявили, что вот-вот покажут, потом премьеру перенесли на неопределенный срок… Сейчас Абу-Даби хранит молчание. Почему?

Не потому ли, что картина – подделка? Или, что вероятнее, более поздняя копия настоящего «Спасителя» Леонардо?

Долго и неудачно реставрировали

В подлинности полотна, датированного примерно 1500-м годом, эксперты усомнились сразу после небывалого рекорда. Всплыл и тот факт, что в 1958 году на том же Christie's картину продали за смешные 45 фунтов, а в начале двухтысячных нью-йоркский арт-дилер Александр Париш купил ее всего-то за 10 тысяч долларов.

«Спасителя» долгие годы считали работой ученика Леонардо, что картину много раз дорисовывали и неудачно реставрировали. Провенанс, ведущий начало от королевской семьи Франции, назвали мутным.

Кстати: «Среди владельцев «Спасителя» упоминается Маркиз де Гане. Современник Александр Дюма его описал так: «Маркиз де Гане, человек с переменчивым нравом, капризный книголюб, влюблялся в книгу, сходил по ней с ума, носил ее с собой, останавливал друзей, чтобы показать ее им, вечером клал ее себе под голову, просыпаясь ночью, зажигал свечу, чтобы еще разок поглядеть на нее, но так никогда ее и не читал».

Возникли еще вопросы. Почему Христос держит шар, хотя во времена Леонардо Земля считалась плоской (исследования Коперника были опубликованы спустя 24 года после смерти да Винчи), и стекло не искажает руку Иисуса?

Впрочем, защитники парировали: все просвещенные люди Возрождения знали о сферичности планеты еще из трактатов древних греков, а оптическая иллюзия – намеренная: исследование природы преломления света или знак божественной силы Христа.

Один из главных аргументов защитников подлинности картины – гравюра художника XVII века Вацлава Холлара с подписью внизу: «Леонардо да Винчи нарисовал. Вацлав Холлар сделал офорт согласно оригиналу. Год 1650».

Там изображен тот же сюжет, только Иисус с усами и бородой. Якобы к оригиналу тогда пририсовали эти атрибуты в соответствии со вкусами эпохи, таким его и отобразил чешский гравер.

В то же время существует около двадцати подобных сюжетов, авторами которых считают учеников Леонардо. Некоторые из них то и дело причисляют руке гения. Например, известный специалист по Леонардо Карло Педретти в 1980-х годах, готовя выставку на родине художника в Винчи, выбрал для экспозиции другого «Спасителя», а работу, позже ставшую самой дорогой в мире, отверг. Педретти и потом выступал против ее подлинности и назвал находку полотна «изощренной маркетинговой операцией».

В своей статье, опубликованной в официальной газете Ватикана, знаменитый искусствовед предлагает «просто взглянуть на картину, чтобы понять, что она не принадлежит кисти великого живописца». Что бы он сказал, увидев новость о рекорде? Педретти не дожил до события несколько дней.

Однако Национальная галерея в Лондоне подлинность картины признала и даже выставляла ее наряду с признанными шедеврами живописца. Группа уважаемых экспертов согласилась с аутентичностью работы, подтвердили ее и технико-технологические исследования Института изящных искусств Университета Нью-Йорка. Но если все так, почему же молчит Абу-Даби?

«Мадонна с кошкой»: подделка как протест

История уже знает случаи, когда вновь открытую картину Леонардо искусствоведы хором подтверждали, а на поверку та оказывалась фальшивкой. Так было с картиной «Мадонна с кошкой».

фото: Соцсети
Та самая «Мадонна с кошкой»

В 1939 году холст стал сенсацией на миланском Триеннале в Палаццо Сфорцеско. Не менее шумно обсуждалось исчезновение «Мадонны с кошкой» - после выставки она будто растворилась. Ряд экспертов сомневался в подлинности полотна, но многие верили безоговорочно. Правда открылась только в 1990 году, когда под кроватью испустившего дух 91-летнего Чезаре Тубино нашли посмертную записку, где он признается, что всех обманул. Это он автор, не Леонардо.

Тут и искусствоведы пригляделись к работе. Оказалось, Мадонна держит животное неестественно, вне всяких законов физики. Вряд ли на такую вольность пошел бы ученый гений Ренессанса.

Рисунок только на первый взгляд напоминает «Мадонну Бенуа» (она же «Мадонна с цветком»), хранящуюся в Эрмитаже. Да, сюжет, позы, образы схожи, но грубоватость линий и отсутствие глубины совсем не вяжутся со стилем изобретателя сфумато – техники, которая смягчает контуры фигур, наполняя картину воздухом. На живописных работах Леонардо герой будто освящен тусклым пламенем свечи – такого эффекта художник добивался множественным нанесением тончайших слоев. Но в «Мадонне с кошкой» нет тонкости и призрачности, присущей Джоконде.

Быть может, потому что это юношеская, незрелая работа, предполагали исследователи. Таковой называют «Мадонну Бенуа» – ее датируют 1478 годом, тогда Леонардо было 26 лет. Осенью 1478-го художник записывает в одной из своих тетрадей: «Я начал две Девы Марии…».

Считается, что первая из них – с цветком, вторая – с кошкой. Обе отличает человечность: в них нет показной святости и превосходства над земным. Они напоминают любую любящую мать, играющую со своим ребенком. В том и смысл – выйти за границы традиционного церковного сюжета.

фото: en.wikipedia.org
Мадонна Бенуа

«Мадонна Бенуа»

Кстати, «Мадонна Бенуа» тоже нашлась относительно недавно: в начале XIX века астраханский купец Сапожников обнаружил ее в бараке для артистов передвижного итальянского цирка. Его внучка Мария, жена профессора Императорской академии художеств Леонтия Бенуа, представила ее на выставке 1908 году, а искусствовед и хранитель Эрмитажа Эмиль Липгарт в обзорной статье о вернисаже доказал, что «Мадонна» является незрелой работой да Винчи.

Аналогичный сюжет есть и у Рафаэля – считается, что прообразом его «Мадонны с гвоздикой» стала Дева Мария Леонардо, теперь прописанная в петербургском музее.

Сюжет «Мадонны с кошкой» встречается у художников, испытавших влияние великого Леонардо. И это позволяет предполагать, что такая картина действительно существовала. Тем более, что сохранились наброски на бумаге, где изображена «Мадонна с кошкой», многочисленные зарисовки играющего с животным малыша и отдельные изображения усатых-хвостатых. Они хранятся в Британском музее.

Так что подделка Тубино, как говорится, легла в масть. В каком-то смысле это и правда шедевр. Кракелюры, слои копоти, следы прошлых плохих реставраций выглядят убедительно. Даже Министерство культуры Италии объявило ее подлинной.

Всем так хотелось найти «Мадонну с кошкой», что Тубино поверили. У самого генуэзского художника не было цели продать фальшивку. Он показал ее, а затем повесил у себя в спальне, где она находилась до последних дней ее создателя. В завещании Тубино признался, что написал картину и отдал на выставку «как протест против суровой цензуры, которую практиковал фашистский режим того времени». Это уже не преступление, а художественная акция, затянувшаяся на 61 год!

Говорят, после смерти Тубино выходку оценил некий арабский коллекционер и купил поддельного Леонардо за огромную сумму. Как бы то ни было, где сейчас находится полотно, неизвестно.

"Прекрасная принцесса". Фото: eurodigest.ru

Принцесса из супермаркета

Этот портрет девушки в профиль (33х24 см), выполненный на пергаменте цветным мелом, до сих пор волнует искусствоведов. Портрет впервые всплыл на аукционе Christie's в 1998 году и был продан как рисунок неизвестного немецкого мастера ХIХ века за 19 тысяч долларов.

Уже тогда канадский коллекционер Питер Сильверман обратил на него внимание, но работа в итоге ушла к другому покупателю. В 2007 году собиратель случайно наткнулся на портрет в нью-йоркской галерее Кейт Ганц и выкупил ее за те же $19 тысяч.

Первой, кто предположил, что эта вещь принадлежит кисти Леонардо, была искусствовед Мина Грегори. Она была в гостях у Сильвермана в его парижской квартире, и тот показал ей работу.

Грегори определила, что автор – левша, и посоветовала сделать углеродный анализ. Он так и сделал: исследование показало, что возраст пергамента – около пятисот лет.

Эксперты парижской лаборатории нашли отпечаток пальца в левом верхнем углу картины и сочли его идентичным отпечатку на картине да Винчи «Святой Иероним», хранящейся в Ватикане. Впрочем, криминалисты Лозанны посчитали отпечаток непригодным для анализа.

Еще одним аргументом «за» стало сходство с портретом кисти Да Винчи, который висит в Виндзорском замке. А профессор Оксфордского университета Мартин Кемп даже написал книгу, доказывающую, что работа принадлежит кисти Леонардо (кстати, именно он атрибутировал «Спасителя» как работу да Винчи).

По его мнению, на портрете изображена Бьянка Сфорца, дочь герцога миланского Галлеацо Мариа Сфорца и Боны Савойской. После смерти отца ее дядя герцог Лодовико Моро выдал Бьянку за короля Германии Максимилиана I.

Нашлась и книга, откуда, по мнению Кемпа, был вырван портрет «Принцессы» – альбом «Сфорциада» из Национальной библиотеки в Польше, созданный по случаю свадьбы Бьянки.

И вот, когда весь мир уверовал в то, что «Прекрасная принцесса», как окрестили героиню искусствоведы, создана Леонардо, случилась сенсация. Фальсификатор Шон Гринхол заявил, что это он автор «Принцессы».

Британский художник-самоучка, более тридцати лет успешно подделывавший произведения самых разных эпох и стилей, попался на фальсификации ассирийских барельефов (из-за банальной орфографической ошибки в клинописи) и был приговорен к четырем с лишним годам тюрьмы.

Из-под его руки вышло около 120 фальшивок, которые успешно продавались на аукционах за хорошие деньги и до сих пор выставляются в ведущих мировых музеях. Освободившись, Гринхол издал мемуары, где рассказал: «Прекрасная принцесса» написана им в 1978 году с кассирши Салли супермаркета в его родном Болтоне (Северная Англия).

Старинный пергамент он украл в местной библиотеке, а красители изготовил из органических материалов, соответствующих эпохе. Рисовал, повернув пергамент на 90 градусов, отсюда и ощущение, что автор – левша.

Очевидно, семейка Гринхолов – а в преступном бизнесе участвовали отец-инвалид и мать Шона, которые выдавали подделки за семейные реликвии – продали ее как произведение неизвестного автора эпохи Возрождения. Заявлять, что это Леонардо, было бы слишком смело и опасно. Когда вдова итальянского коллекционера Жанна Маршиг в 1998 году принесла ее на Christie’s, то эксперты аукционного дома настояли на том, что это поздняя стилизация под Ренессанс.

Впрочем, многие искусствоведы, включая Мартина Кемпа, до сих отстаивают свою правду – это Леонардо. А Гринхол просто хвастается. Так что, несмотря на заявление фальсификатора и мнения скептиков, владелец «Принцессы» застраховал ее на 100 миллионов евро перед путешествием в Италию, где она экспонировалась сначала на выставке ЭКСПО в Милане, а затем в Урбино.

Справка «МК»: «По разным оценкам, количество подделок на рынке искусства составляет от 50 до 90 процентов. Доказать фальсификацию и наказать преступников удается крайне редко. В деле Шона Гринхола фигурировало 44 подделки, хотя он создал как минимум в три раза больше».

фото: AP
Туринская плащаница

Подделал Туринскую плащаницу?

Вопрос об авторстве «Спасителя» и «Прекрасной принцессы» остается открытым, и не факт, что когда-нибудь удастся установить истину. Все таки искусство, как и его исследование, очень субъективны, несмотря на научный прогресс в обрасти анализа произведений. Все зависит от смотрящего.

Если покопаться в истории, оказывается, что авторство Леонардо ставится под сомнение в отношении очень многих работ, которые ему приписываются. Даже всемирно известная «Мона Лиза» – не исключение. Дело в том, что после ее похищения в 1911 году Джоконду никто не видел два года. Пока вора Винченцо Перуджиа, который некогда работал в Лувре, не задержали при попытки продать картину в галерею Уффици. Он считал, что работа знаменитого итальянца должна находиться на его родине. До сих пор то и дело слышится шепот: а точно ли подлинная Джоконда вернулась в Лувр после похищения, или это ее «двойник»?

К тому же и самого да Винчи порой обвиняют в фальсификации. Речь о Туринской плащанице – христианской реликвии, на которой, по легенде, сохранился отпечаток лица и тела Спасителя. Однако радиоуглегодный анализ, проведенный десять лет назад, показал, что возраст ткани совпадает с годами жизни Леонардо. Специалисты предполагают, что изображенный на ней человек – никто иной как да Винчи, сделавший собственный портрет с помощью камеры обскура.

Ореол таинственности, который окутывает фигуру Леонардо, очевидно, будет привлекать и манить во все времена. Даже если в Лувре хранится искусная копия Джоконды, это не мешает миллиардам людей восхищаться ее загадочной улыбкой. В искусстве должна быть тайна, и самая восхитительная связана с гением Возрождения.