Создатель «Властелина колец» воскресил дух погибших в Первой мировой

Питер Джексон расшифровал разговоры солдат по губам

Новозеландский режиссер и продюсер Питер Джексон, известный по экранизациям произведений Джона Р.Р. Толкиена, трилогиям «Властелин колец» и «Хоббиты», сделал монтажный фильм «Они никогда не станут старше», посвятив его своему деду Уильяму Джексону, прошедшему эту почти забытую потомками войну. Воевал на фронтах Первой мировой и двоюродный дед режиссера.

Питер Джексон расшифровал разговоры солдат по губам
Кадры из фильма "Они никогда не станут старше" Питера Джексона предоставлены Coolconnections

В названии фильма использована цитата из стихотворения «Павшим», написанного после начала Перовой мировой войны английским поэтом Лоуренсом Биньоном. Эти строки выбиты на многих надгробиях и хорошо известны в Великобритании. А началось все с того, что, приехав в Лондон на премьеру своего фильма «Хоббит: Битва пяти воинств», Питер Джексон получил неожиданное предложение от Имперского военного музея Британии и канала Би-би-си. К 100-летию окончания Первой мировой войны ему предлагалось поработать с кинохроникой 1914–1918 годов и каким-то образом ее структурировать, чтобы потом показать на Би-би-си и бесплатно предоставить копии школам в образовательных целях. Но опыт Джексона превзошел все ожидания. Его владение современными технологиями и компьютерной графикой принесло неожиданные плоды.

В руках Джексона оказалось порядка 100 часов раритетной кинохроники Имперского военного музея и 600 часов звукозаписей интервью 120 ветеранов Первой мировой, записанных в 1960 годы, из архива Би-би-си. Имена этих людей приведены лишь в финальных титрах монументальным списком. В готовом 99-минутном фильме черно-белая хроника в ее обычном формате заняла первые полчаса и несколько минут в финальных сценах. Все остальные кадры приводят в смятение даже искушенных зрителей.

Джексон словно бы вселил дух в давно забытых людей, запечатленных на пленке фронтовыми операторами. Что мы знаем о них? Почти ничего. Первые черно-белые кадры словно бы накрывает молочная пелена тумана, и лица растворяются в нем точно так, как они исчезли из памяти потомков. Но потом появляется цвет, уходят быстрота и неестественность движений, свойственные немому кино, возникает ощущение, что мы смотрим современную широкоэкранную картину. Понадобилось три года кропотливой работы по реставрации пленки, подвергшейся натиску времени. Джексон сделал не просто монтажный фильм, а почти час экранного времени отдал на создание иллюзии, что все это снято теперь. И зритель недоумевает: что, собственно, ему показывают — игровой фильм, снятый под документ, или раскрашенную архивную хронику. У нас тоже любят раскрашивать старое кино, убивая его при этом. А Джексон доказал, что ничего плохого в самой идее нет, были бы умелые руки. Пришлось сводить звук и изображение, поскольку в 1910-е годы не было таких технологий. Теперь документальные кадры сопровождают живые голоса. Кажется, что заговорили постаревшие участники далеких событий. Они рассказывают о пережитом и словно бы зачитывают роман с большим составом персонажей. Вдруг начинают говорить солдаты в окопах, мальчишки 14–17 лет, обманом оказавшиеся в пекле войны, прибавив себе лишние годы. Призывали в армию мужчин в возрасте от 18 до 35. Джексон пригласил специалистов, способных читать по губам. Они и помогли воссоздать речь солдат на экране, расшифровали ее. Актеры озвучили безымянных героев.

Кадры из фильма "Они никогда не станут старше" Питера Джексона предоставлены Coolconnections

Мы видим будни войны, лишенные романтики, ради которой молодые люди, воодушевленные патриотическими настроениями, шли на фронт. И увидели то, чего совсем не ожидали: море трупов в непролазной грязи, роящихся мух, полчища крыс, устремившихся к добыче. Если кто-то жаловался, что обувь не подходит, слышал в ответ: в армии не бывает неподходящих размеров. Не хватало белья — обходились без него. Один из ветеранов за кадром вспоминает, как носил одну и ту же форму на протяжении четырех лет. Голые задницы в импровизированном туалете подтирали руками. Как все это мало напоминало мирную жизнь, шеренги элегантных добровольцев, отправлявшихся на войну в длиннополых пальто и котелках. В начале фильма сообщается, что он может содержать кадры, неприятные зрителям.

Молоденькие солдаты впервые покинули пределы родины, воевали во Франции, прошли через испепеленные бельгийские города. Многие до этого и мертвецов не видели, женщин не знали. А теперь убивали, встречались с проститутками, спасали от мучительных ранений сослуживцев выстрелом в сердце, укрывались от очередей немцев и собственной армии, не имевшей точной информации о расположении войск. Уцелев в окопах, возвращались домой, чтобы услышать от знакомых: «Как тебя давно не было, где ты пропадал?» Надо было пережить ненужность в мирной жизни, безработицу, сделавшую их отбросами. В объявлениях тех лет так и писали: в услугах воевавших не нуждаемся. В памяти остаются почерневшие зубы и беззубые оскалы молодых мужчин, отдавших жизни ради родины, чтобы остаться безымянными и забытыми.

В трилогии «Хоббит» Джексон тоже рассказывал о бессмысленности войны, погрузившей во тьму народы. Мощное впечатление там производит гибель орка под толщей льда. Он смотрит на зрителя угасающим взглядом. Теперь на нас глядят выжившие и погибшие на фронте люди, в любом случае уже покинувшие этот мир. Становится жутко от того, что их нет, но они есть, словно призраки прошлого. Финальные титры сообщают: во время Первой мировой войны погибло около миллиона британских солдат.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27875 от 11 января 2019

Заголовок в газете: В руках режиссера «Властелина колец» оказалось 100 часов раритетной хроники

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру