Баста заставил столичную публику петь хором

Хип-хоп-магнат метит в народные артисты

25.04.2019 в 18:00, просмотров: 2733

Баста в городе. Причем в разных его местах и с разными музыкальными предложениями. За три дня один из самых успешных российских рэперов дал три концерта в Москве и объединяли эти мероприятия лишь аншлаги, хоровое пение и море фонариков. Так на хиты Василия Вакуленко реагировали и подростки под сводами спортивной арены, и публика посолиднее в зале с мягкими креслами и те, кто пришел на Басту с оркестром в Дом музыки. К последним присоединилась и «ЗД».

Баста заставил столичную публику петь хором
Фото: Андрей Еременко.

«К нам перед концертом подошел руководитель зала и спросил: «Как настроение?» — бодро вещал Баста с академической сцены. Я говорю: «Отлично, будем разрывать!» А он: «Умоляю, пожалейте орган». В итоге орган остался цел, а публика в очередной раз позволила себя разорвать.

Концерты в местах, которые казалось бы не очень подходят для музыки главного героя действа, правильнее всего назвать авантюрой из серии «безумство храбрых». Дом музыки — во многом атмосферное место, но под своды Светлановского зала не так просто уместить все то, чего сейчас ждут от шоу хип-хоп-магната. Как бы не были важны оркестровки, понятно, что в определенный момент должен начаться тотальный угар и вот для него-то здесь слегка тесновато. Как и для самого Басты. Оркестр, своя группа, бэк-вокалисты, выгородки для ударных — все это весьма эффектно выглядит, но оставляет главному артисту лишь маленький клочок сцены, на котором он должен реализоваться как маститый перформер. И никаких экранов. Немного света плюс тот самый неприкосновенный орган — вот и вся картинка.

Однако уже через пару песен выяснилось, что в ситуации когда даже сидящая в амфитеатре публика находится к сцене ближе, чем толпа из фан-зоны во дворце спорта, есть свои прелести. В такой тесноте с людьми можно поговорить, а Баста, как известно, неравнодушен к разговорному жанру. «Вася, давай!» — прозвучало из зала. «Я так понимаю, у нас здесь есть заказчик песен, — моментально отреагировал артист. — Поздравляю, вы — состоятельный мужчина!». Дальнейший ход событий напоминал сентиментальный квартирник. Интерьерный, богато аранжированный, но в тоже время по-пацански простой, где даже оркестр совсем не давит всей своей симфонической мощью.

Кстати, зачем вообще Басте оркестр? В музыкальном отношении — это вопрос философский, точного ответа на который, скорее всего нет и быть не может. Но с точки зрения работы с электоратом все очень даже логично. Спрос на хип-хоп и живые концерты пока радует своей стабильностью и в этой ситуации артисту с хитами и концертной сноровкой конечно нужно, как бы выразились экономисты, диверсифицировать портфель. То есть придумать развлечения для разных категорий своих поклонников. Кому-то будет интересно потолкаться на спортивной арене, а кому-то посмотреть на Басту на фоне органа. В тот вечер под сводами Дома музыки пахло духами, а по мраморным полам скрипели подошвы дорогих кроссовок, но при этом не замечалось даже намека на пафос. И «духи» и «кроссовки» явно пришли не себя показать, им хотелось горланить песни и размахивать телефонами. Поэтому совершенно не академическая активность началась сразу после увертюры, которая перешла в «Я Смотрю На Небо», а к финальной «Моей Игре» публика покинула свои кресла и почти пустилась в пляс.

Фото: Андрей Еременко.

И оркестр здесь, скажем так, не мешал народу брататься со своим кумиром. Хотя роль для коллектива с инструментами, внушающими священный музыкальный трепет, отводилась немаленькая. Всеми оркестровками занимался Игорь Вдовин. В мире музыкального продюсирования он что-то вроде человека-легенды, который работал с местными рок-звездами первой величины, фактически породил группу «Ленинград» и написал музыку к великому множеству фильмов. Наверное с таким резюме можно было претендовать на первую скрипку всего мероприятия, но по факту вся эта инструментальная роскошь играла роль гарнира для основного блюда в виде распевного хип-хоп-рока. Конечно были моменты, когда оркестр заявлял о себе без лишней скромности. Самый яркий — на песне «Сансара». Полный зал, поющий под дирижерский аккомпанемент — зрелище пока еще весьма экстравагантное, а для академического места — почти паранормальное.

Уже многими подмечено, что именно подобные «хоровые» моменты позволяют называть шоу Басты «большими», вне зависимости от зала, в котором они проходят. Тот самый случай когда концерт по большей части делает публика, а артист — аккуратно ее направляет. Чтобы обеспечить настолько плотный контакт с залом, наверное, нужны спецсредства и в случае с Бастой речь явно не идет о каком-то выдающемся музыкальном мастерстве. В разобранном виде все его хиты могут вызывать снисходительную усмешку, но в условиях живого концерта они превращаются в стадионные гимны. В поп-музыке грань между магией и ненавязчивым надувательством всегда очень тонкая, и ловкость, с которой Баста на ней балансирует по крайней мере впечатляет. Как впечатляют взрослые люди, громко кричащие на его концертах «Я выбираю рэп, который по-лютому прет».

К строчке из хита Басты наверное можно добавить наблюдение о том, что в качестве стадионного развлечения сейчас «прет» тот рэп, который можно петь хором. И большие звезды это прекрасно понимают. Того же Басту не всегда можно рассматривать как полноценного вокалиста, но у него нет никаких причин отказываться от шансонно-рокерских припевов хотя бы потому, что публике это нравится. Как нравятся и песни, которые к хип-хопу не имеют никакого отношения. В сете Басты неплохо себя чувствует «Родная», классический хит «Калинова Моста». А кто-то готов делать и более смелые заявления. В день когда г-н Вакуленко разрывал «Мегаспорт» белорусский рэпер ЛСП с неменьшей попмой развлекался на другой столичной арене. В самый разгар действа музыкант слегка убавил жар и исполнил кавер на песню Высоцкого «Дом Хрустальный». Получился весьма эмоциональный номер, хотя поклонники советского барда, скорее всего, придали бы все это беспощадной анафеме. Однако местечковые протесты вряд ли интересуют местных рэп-гигантов. Они явно метят в народные певцы и профильная публика вроде бы готова их поддержать.

На таком помпезном фоне альбом «Пышка» украинской хип-хоп-дивы Alyona Alyona звучит как настоящий и возможно немного старорежимный рэп. Много энергии, но мало агрессии, не лишено едкой иронии, но и не без хиппи-романтики. Возможно этой весной именно эта пластинка стала большим подарком для тех, кто в уверен в том, что рэп может обходиться без рок и шансона. Впрочем, посмотрим как запоет Алена, когда начнет выступать на стадионах.