Эмират Шарджа: звездное небо новой книжной столицы

Нерассказанная история Шахерезады

25.04.2019 в 18:54, просмотров: 2777

В амфитеатре «Аль Маджаз», который расположен в эмирате Шарджа, состоялось шоу «Тысяча и одна ночь: последняя глава», данное в честь новой книжной столицы мира, коей и объявлен теперь эмират Шарджа. Столь почетный титул учрежден ЮНЕСКО, таким образом отмечаются выдающиеся достижения в популяризации чтения. Ранее этой чести удостаивались такие культурные центры, как Афины, Мадрид, Турин, Монреаль. Выбор Шарджи не случаен. Эмират активно поддерживает инновационные и инклюзивные проекты в области литературы. В атмосферу шоу, устроенного в честь новой книжной столицы, окунулся корреспондент «МК».

Эмират Шарджа: звездное небо новой книжной столицы

В создании шоу «Тысяча и одна ночь: последняя глава» участвовала команда из 537 человек, в которую вошли представители двадцати пяти народов. Постановщик масштабного действа — один из режиссеров церемонии открытия зимней Олимпиады в Сочи Себастьян Солдевилья, знакомый российским любителям театра по мюзиклу «Королева цирка».

Представьте себе амфитеатр, подобный Колизею, но он не столь велик, и здесь гладиаторы не борются с несчастными львами. Зато с технологиями в Шардже дело обстоит явно лучше, чем в эпоху Римской империи. Да и арена на сей раз тут не была местом действия: она лишь источала свет, перекидывающийся на сцену, всю в массивных мультимедийных декорациях.

Представление открылось огромной проекцией перелистывающихся страниц, наполненных арабскими письменами. Смысловым центром вечной истории красавицы Шахерезады становится книга. Стремление сохранить слово и передать его потомкам объединило самых разных персонажей в этой последней, но нерассказанной сказке Древнего Востока. В роли рассказчиков выступают три ее брата, с чем они справляются не хуже своей знаменитой сестрицы.

Повествование шло на трех языках. Из динамиков звучал арабский, но зарубежным зрителям выдали наушники с переводом на французский или английский. Однако гораздо интереснее смотреть на сцену, становившуюся то загадочным дремучим лесом, полным магов и колдунов, то царским дворцом, то пучиной морскою. Таким же невероятным кажется смесь спецэффектов, танца, акробатики и настоящей драматургии, которую невозможно спрятать за современными технологиями.

Когда смотришь, как двое влюбленных парят в небе под музыку Римского-Корсакова, а вскоре отважный герой, потерпевший кораблекрушение, сражается с грозными противниками под саундтрек из голливудского фильма, не возникает никакого диссонанса. Напротив, смесь стилей задает постановке определенный темп, который в зависимости от сюжетных поворотов меняется с медленного на ураганный. Зрелище сопровождает оркестр, в котором 50 музыкантов.

Однако все же без национального колорита в этом шоу не обошлось, и дело даже не в костюмах. Арабские песнопения погружали зрителей в некое медитативное состояние и ощущение остановки времени и даже его полное исчезновение. Будто и нет почти тысячи лет, разделяющих нас с Шахерезадой. Она здесь, с нами, в амфитеатре на острове Маджаз, близ лагуны Халид. Глядя на такое представление, не слышишь звуков проносящихся над головой самолетов и не видишь будто утонувших на другом берегу небоскребов.

В этот момент наше внимание обращено на юношу, добывшего драгоценное перо волшебной птицы. Оно-то и поможет написать еще много новых сказок и преданий, подобных тем, что поведала миру восточная красавица. Потому главный мотив постановки — высвобождение чувств и разума, которое дает знакомство с книгой.