Сергей Безруков показал русский бунт на «Фабрике Станиславского»

«Капитанская дочка» в стиле рок

10.06.2019 в 17:39, просмотров: 2834

В музее-заповеднике «Горки Ленинские» состоялось открытие II Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского». Место выбрали неслучайно. Правда, дело тут совсем не в вожде мирового пролетариата, а в выдающемся меценате Савве Морозове, активно финансировавшем МХАТ. Его вдова поселилась в этой усадьбе в 1909 году и принимала у себя многих актеров Художественного театра, в том числе Ольгу-Книппер Чехову. Впрочем, начать фестиваль организаторы решили с постановки другого классика. Зрители смогли увидеть музыкально-драматический эскиз Сергея Безрукова по мотивам повести Пушкина «Капитанская дочка». Спектакль оценил и корреспондент «МК».  

Сергей Безруков показал русский бунт на «Фабрике Станиславского»
Фото: Ксения Угольникова.

Рассказать о бессмысленном и беспощадном русском бунте Сергей Безруков решил в естественных декорациях. В тени дерев расположился средней величины деревянный дом, охраняемый массивными воротами, украшенными картиной зимы. Близ жилища поместился столик с чернильницей и бумагами, как бы подсказывая зрителю, что без Пушкина это представление не обойдется.

Да, вот он и сам Александр Сергеевич! Размашистой походкой юного лицеиста появляется перед публикой, заполнившей трибуны этого открытого театра. Поэт кратко вводит нас в курс дела, рассказывает о своей работе над Историей Пугачевского восстания и внезапно переходит на певчий язык, исполняя трогательную композицию.

Проблемы чести и бесчестия, истинного служения и одержимости страстью ярко проявляются в поединке между Гриневым и Швабриным. Сражение на шпагах происходило прямо перед зрителями, наблюдавшими за действом с нескрываемым волнением, будто перед ними не постановочное шоу, а реальный бой не на жизнь, а на смерть.

Вдруг на поляну влетают грозного вида всадники на лошадях, вокруг начинается пожар. Тут уж воистину смешались кони и люди. Двор комендантского дома в огне. Вершатся казни. Бесчинства Пугачева и его приспешников показаны невероятно натуралистично, так что кажется, что присутствуешь не в театре, а на съемках масштабного исторического фильма. Глядя на весь воспроизведенный ужас, понимаешь смысл пушкинских слов «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».

Ключевым вопросом становится проблема нравственного выбора. Для Пугачева, подобно соколу из калмыцкой сказки, лучше чистая кровь, чем долгая воронья жизнь, а для Гринева сама жизнь убийством и разбоем неприемлема, она и есть «питанье падалью».

Актеры Губернского театра, которым помогали каскадеры, пиротехники и 65 музыкантов Губернаторского Оркестра Московской области, блистательно воплотили вечную историю. После окончания эскиза Сергей Безруков объявил об открытии фестиваля «Фабрика Станиславского». В честь чего прогремел салют.

Фестиваль продлится до 16 июня. В конкурсной программе примут участие восемь спектаклей (постановки Сергея Федотова, Григория Козлова, Алексея Песегова, Айдара Заббарова, Владимира Туманова, Андрея Сидельникова) из Санкт-Петербурга, Перми, Минусинска, Саратова и Екатеринбурга.